- в своей шкуре
со своим 'внутренним' и 'внешним', с индивидуальным и коллективным, каждый
- вотчина со своими пределами, похожими на смехотворные границы нашей
политической географии, - но оказывается, что все связано! Нет ни одного
извращения, ни одной болезни в мире, которые не имели бы корней и в нас,
нет ни одной смерти, соучастниками которой мы бы не были. Все мы одинаково
вовлечены во все и виноваты во всем - никто не спасен, пока не спасены все!
Это не проблема _одного_ тела, говорит Мать, а проблема _всего_ Тела,
причем она даже не употребляла заглавного . Таким образом, Шри
Ауробиндо и Мать открыли _материально_, на опыте, субстанциональное
единство мира: нельзя коснуться одной точки, не затронув всего остального,
или сделать шаг вперед или вверх без того, чтобы и весь мир не сделал
такого же шага. Мы говорили о том, что это 'стратегический' вопрос; и
вполне возможно, что стратегия божественного промысла как раз и состоит в
том, чтобы прогресс осуществлялся совокупно, 'всем миром'. Именно поэтому
риши Вед и потерпели неудачу шесть тысяч лет назад. Полная и устойчивая
индивидуальная трансформация невозможна без определенного, пусть даже
минимального, продвижения всего мира в целом.
Так подошел к концу второй период работы по трансформации. После
четырнадцати лет работы, с 1926 по 1940 г., индивидуальным
концентрированным путем, с горсткой тщательно отобранных учеников Шри
Ауробиндо и Мать снова оказались перед непреодолимым препятствием. Когда
супраментальный свет приближается к земле, чтобы воссоединиться с тем же
светом, заключенным в Материи, из коллективного подсознательного
поднимаются потоки грязи, и все затопляется вновь. _Для того, чтобы помочь
человечеству, - замечал Шри Ауробиндо, - для индивидуума, как бы велик он
ни был, недостаточно достичь окончательного решения индивидуально, [потому
что] даже если свет готов низойти, он не сможет закрепиться до тех пор,
пока и весь низший план также не будет готов воспринять давление
Нисхождения_ (%34). То, что кульминация второго периода работы по
трансформации совпала с началом второй мировой войны, имеет глубокое
значение. Когда давление Света нисходит в одно человеческое тело, тело мира
тоже начинает накаляться. Разве мы знаем по-настоящему, в чем благо или
зло этого мира?
Факт коллективного сопротивления поставил Шри Ауробиндо и Мать перед
вопросом: должны ли они отделиться от остального мира и идти вперед в
одиночку, только с несколькими учениками осуществлять трансформацию и лишь
затем вернуться к коллективной работе, чтобы распространить завершенную
(или частично завершенную) в самих себе трансформацию на всю Землю. (Та же
идея побуждала многие духовные, оккультные, рыцарские и т.п. группы
уходить в уединение, недоступное для мира, чтобы делать свое дело, и
защитить его от заражения коллективными вибрациями.) Но вскоре они
осознали, что это иллюзия, что впоследствии разрыв (или _атмосферическая
пропасть_ (%35), как называл его Шри Ауробиндо) между новой реализацией и
старым миром будет слишком велик, чтобы его можно было когда-либо
преодолеть. А какая польза в индивидуальном успехе, если его нельзя
передать всему миру? Получилось бы, как в сказке Андерсена, о которой мы
уже говорили. Если супраментальное существо вдруг появилось бы на земле,
его никто не увидел бы. Наши глаза должны сначала открыться для иного
способа жизни. _Если вы пойдете по пути, который открыт для вас, -
говорила Мать, - (с путями дело обстоит так же, как и с существами, -
некоторые из них открыты) и при этом не будете терпеливо ждать остальных
[досл. 'оставшуюся часть творения' - прим.пер.), т.е., если вы в ходе
индивидуальной реализации подойдете к Истине весьма близко по сравнению с
настоящим состоянием мира, то к чему это приведет? Вы нарушите целостность;
не только гармония, но и равновесие целого будет нарушено, потому что
какая-то часть творения будет не способна продвигаться в этом направлении.
Место полной реализации Божественного займет реализация незначительная,
локальная, бесконечно малая, и вам не удастся достичь того, что должно быть
осуществлено в пределе. Кроме того, - подчеркивала Мать, - в одиночку
невозможно совершить работу во всей ее полноте, потому что каждое
физическое существо, каким бы, совершенным оно ни было, - даже если оно
все целиком 'наивысшего качества', даже если оно предназначено для особой
Работы, - обособлено и ограничено. Оно воплощает только какую-то одну
истину, один закон в мире - он может быть