Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

крайние 'высочайшие' Верх и Низ,

небеса и земля. Поэтому пионер должен очистить все промежуточные уровни -

ментальный, витальный и материальный, чтобы могло осуществиться эффективное

соединение двух полюсов. Когда соединение завершено не только ментально и

витально, но и материально, тогда Дух вольется в Материю, в завершенное

супраментальное существо и супраментальное тело.

_ ... земля станет проявленным обиталищем Духа.

(... earth shall be Spirit's manifest home._) (%29)

Это очищение промежуточных уровней и есть весь смысл и история

деятельности Шри Ауробиндо и Матери. Трудности адаптации тела к

супраментальному _Агни_, скорее всего, вполне обоснованы и даже необходимы.

Здесь дело даже не в трудностях так сказать 'материального' плана, здесь в

игру вступают трудности стратегического порядка. Ибо во время этого

второго периода Шри Ауробиндо и Матери предстояло открыть тот факт, что

трансформация - это не только индивидуальная проблема, но и

общечеловеческая, всеземная; оказалось, что осуществление индивидуальной

трансформации (по крайней мере, полной) невозможно до тех пор, пока не

достигнут определенный уровень трансформации коллективной. Когда

коллективная трансформация достаточно продвинется, возможно, что все

нынешние материальные трудности, которые кажутся непреодолимыми, исчезнут

и притом незамедлительно. Все свершается в свой черед и в свой час,

невозможного вообще не существует. Все препятствия, какова бы ни была их

природа, всегда оказываются позднее полезными помощниками Истины, но в

данный момент мы часто не имеем понятия ни об их смысле, ни о назначении.

Нашему внешнему, поверхностному видению кажется, что трансформация являет

собой проблему исключительно материального характера, но на самом деле все

трудности являются внутренними, психологическими; видимые, порой весьма

драматические трудности адаптации тела к кипящему _Агни_ - вопрос не только

чисто практический, телесно-материальный, здесь речь идет, как мы вскоре

убедимся, о сознании человечества в целом, обо всем земном сознании. Но мы

говорим загадками; проблему, которая в скором времени встала перед Шри

Ауробиндо и Матерью, проще всего понять из замечания Шри Ауробиндо одному

из учеников: _Я копаю, копаю, копаю трясину подсознания. ... Он

[супраментальный свет] сошел перед ноябрем [1934], но затем поднялась вся

грязь, и его не стало_ (%30). Шри Ауробиндо еще раз убедился и уже не на

индивидуальном уровне, а на коллективном, что когда вниз привносится

слишком много света, вся тьма внизу восстает под его натиском. Любопытно,

что всякое переживание Шри Ауробиндо и Матери, указывающее на новое

продвижение в трансформации, автоматически воздействовало на сознание

учеников - причем они ничего об этом не знали - вызывая новую полосу

трудностей, а иногда даже мятежей или болезней, словом, 'зубовный скрежет'

тьмы перед ярким светом истины. Теперь становится понятен весь этот

механизм. Если бы мы резко подвергли пигмея влиянию ментального света,

каким, например, обладает просто образованный человек, то вызванные им

внутренние пертурбации наверняка нанесли бы бедному парню неизгладимую

травму и свели бы его с ума. Внизу еще слишком много джунглей. Этот мир

по-прежнему - темный дремучий лес; в этом, в двух словах, заключается вся

проблема. Наша ментальная колонизация - это совсем маленький участочек,

который мы отвоевали, начиная с четвертичного периода, такого еще близкого

нам.

Говоря о силах и существах подсознательного, риши Вед называли их

'те-кто-скрывает', 'те-кто-пожирает' или 'похитители солнца'. Их

невозможно описать лучше; это бессовестные воры. Как только мы немного

продвигаемся, привносим новый свет или более интенсивную вибрацию, как нас

тут же словно затягивают под какое-то ватное одеяло, где нет ни глотка

воздуха, где все разлагается в ужасной спертости. Гармоничная вибрация

прошлого дня, такая ясная, лучащаяся и пластичная покрывается вдруг

плотным засасывающим слоем; приходится пробиваться целые мили сквозь

водоросли, чтобы выплыть к свету. На что ни посмотришь, к чему ни

притронешься, что ни начнешь делать, - все как будто обращается в прах,

смердит от этого разложения снизу. Все теряет смысл. А ведь внешние

условия, тем не менее, остались все теми же, ничего не изменилось. _Эта

борьба - как перетягивание каната, - писал Шри Ауробиндо, - когда ни одна

из сторон не может добиться заметного преимущества (это еще похоже на

окопную войну [как сейчас *) ]

*) Из письма, написанного