Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

его силы вдруг исчезают, уходят,

как вода в песок. Болезнь поражает его, как если бы он был простым

новичком, его органы начинают сдавать, все идет не так. Казалось бы, тело

должно забыть свой прежний - вредоносный способ функционирования и

научиться делать все по-новому. Но тут в игру вступает сама Смерть. Между

двумя способами функционирования, старым и новым, когда символические

органы замещаются истинной Вибрацией, грань между жизнью и смертью почти

стирается, и, может быть, для того чтобы по-настоящему победить, мы должны

быть в состоянии даже пересечь эту грань и вернуться назад. Это то, что

Мать называла _умереть до смерти_ [mourir a la mort] - после того, как она

едва вышла из одного из своих опытов. Короче говоря, все нужно встречать

лицом к лицу, а это 'все' сопротивляется. Нам уже знакомо то же самое

явление на высших уровнях сознания, когда ищущий становится на путь, все

идет не так: он думал, что его ум прочно укреплен в истине, и вдруг его

посещают самые агрессивные внушения и сомнения, он полагал, что он чист и

честен, и вдруг он переживает целый ряд витальных ужасов, которых хватит,

чтобы отпугнуть самых отъявленных негодяев из мира земного, да и не только

из него. Иными словами, как говорил Шри Ауробиндо, мы не можем решить

проблему ни на каком плане, если не встретим лицом к лицу исключительно все

препятствия на пути нашей Цели. В противном случае не будет никакой победы

- только подавление. На любом плане нужно не удалять зло, а убедить его в

том, что оно несет в себе свет. Йогин, который с помощью своей силы

освободился от болезни, не решил проблему: он лишь заставил замолчать силы

болезни. И можно легко понять, что трансформация невозможна до тех пор,

пока эти силы просто молчат из принуждения и продолжают рыскать по темным

углам, ожидая своего часа. И поскольку из вселенной ничего нельзя

выбросить, их нужно обратить. Но как? Смерть и болезни находятся повсюду,

они - в подсознании тела, всех тел в мире. йогин, который победил болезнь

и отсрочил смерть (правда, ненадолго - и это вполне справедливо), победил

ее только для себя, и именно поэтому его триумф не мог и не может быть

полным - как мудр Закон! Он [йогин] построил защитную скорлупу, укрылся в

ней, этакий эмбриончик света, а все остальное вокруг него путь бурлит, как

обычно. Но как только открывается скорлупа, все возвращается вновь! Есть

только одно тело! Рамакришна ощущает боль, когда в его присутствии хлещут

буйвола. Мать борется с кровотечением, причиняющим страдания ученику в

нескольких сотнях миль от нее (причем она ничего не знает об этом) - эти и

подобные факты ставят нас перед лицом подлинной проблемы - _тело находится

повсюду!_ - восклицает Мать. Нужно добиться победы повсюду, для всех тел и

для всей земли. Ничто нельзя преобразовать до тех пор, пока не будет

преобразовано все. В противном случае - просто одиночество в маленькой

отдушине света. А какой в этом смысл? Что хорошего в том, что один человек

переделан, если все остальное человечество продолжает умирать? Поэтому тело

пионера трансформации - это поле битвы всего мира, здесь в едином фокусе

все сходится вместе, чтобы сразиться в бескомромиссном бою. Есть одна

главная точка в самом низу, узел жизни и смерти, где решается судьба мира.

В этой единственной точке собрано все.

_Глубоко и долго копаю

Среди ужаса грязи и трясины

Ложе для песни золотой реки,

Обитель для бессмертного огня ...

У меня тысяча и одна зияющая рана ...

(I have been digging deep and long

Mid a horror of filth and mire,

A bed for the golden river's song.

A home for the deathless fire ...

My gapping wounds are a thousand and one ...)_ (%27)

Пионер должен встретить лицом к лицу все трудности, даже смерть, но не

для того, чтобы разрушить их, а для того, чтобы изменить. Ничто нельзя

преобразовывать до тех пор, пока не возьмешь это на себя: _Ты вынесешь все,

чтобы все могло измениться [Thou shalt bear all things that all things may

change], - говорит Савитри (%28). Именно поэтому 5 декабря 1950 г. Шри

Ауробиндо оставил свое тело, по официальному заключению, из-за уремии. И

это тот, кто в течение секунд мог излечивать других! Смерть на кресте,

конечно, трогательна, но распятие, особенно когда ему поклоняются, лишь

продлевает закон смерти. _Не распятое тело спасет мир, - говорила Мать, - а

тело осиянное [un corps glorifie].

Нет, работа эта не рассчитана на внешний эффект, это поистине

'микроскопическая