Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

дня и ночи. Именно поэтому Шри Ауробиндо

настаивал на необходимости внешней работы и самых основных обычных

физических упражнений - потому что это единственный способ померяться

силами с Материей и привнести в нее немного истинного сознания или, вернее,

позволить проявиться _Агни_. Именно поэтому сам Шри Ауробиндо днем много

времени ходил, а все ночи напролет работал. В этой внешней работе, и именно

_благодаря ей_, для ищущего становятся видимы все ложные вибрации, все

_дурные привычки_ ['морщины'] *) тела, как говорит Мать. И каждую ложную

*) Во французском языке слово pli означает не только складка, сборка,

морщина, но и привычка. Отсюда и непереводимая игра слов: 'выправить

вибрацию' - 'сгладить морщину' (прим.пер.).

--

вибрацию нужно будет 'сгладить'. Но мы говорим обо всем этом так сказать,

'со стороны отрицательной'. В действительности во всем мире и во всякой

вещи есть только одна вибрация - Вибрация божественной радости - _та_

Вибрация - потому что Бог есть Радость; как только внедряется ложь, сама

эта вибрация начинает тускнеть, становится жесткой и напряженной - все

начинает скрипеть, скрежетать. Страдание - это верный знак лжи. Боль - это

Ложь мира. Поэтому вся задача ищущего - не столько бороться с так

называемыми дурными вибрациями, сколько хранить в себе истинную вибрацию,

не давать ей угаснуть, хранить божественную радость в теле, ибо эта

радость обладает силой снова приводить в порядок, в согласие, расслаблять и

излечивать все те ложные жалкие вибрации, щемящие, изнурительные, в которых

постоянно живут наши клетки. Было бы утомительно - так утомительна и сама

работа - описывать бесчисленные лазейки, созданные ложью в теле, которыми

старость, болезнь и смерть проникают в него. _Пусть каждое дело делается

только истинным путем_, - говорит Мать, а ведь даже для простого,

повседневного дела, движения сколько существует ложных вариантов! Это,

кстати, может стать одним из многих направлений работы: мы делаем все с

напряжением, поспешно, кое-как, бессознательно; постоянно понуждаемые к

ответу требованиями внешней жизни (не говоря уже о кризисах), физически мы

ведем себя, как пациент у зубного врача; сжимаясь, съеживаясь, мы

постоянно в судорогах то ли из спешки, то ли из страха, из заботы, из

жадности - таково наследие миллионов лет нашей животной жизни: наша

субстанция сохраняет память о всей предшествующей борьбе за выживание, и

ее непосредственная реакция - сразу напрячься. Это напряжение является

одной из причин смерти, а также основным препятствием для установления

истинной вибрации. Когда мы напрягаемся под каким-то ударом, мы собираем

всю нашу витальную силу в одной точке для защиты; огромный поток резко

проходит сквозь маленькое отверстие, которое краснеет и начинает болеть.

Если бы могли расширить наше физическое сознание и амортизировать удар

вместо того, чтобы отражать его, то мы не испытывали бы боли, ибо всякое

страдание - это ограниченность сознания, на всех уровнях. А теперь

представьте, что горячая золотая супраментальная пыль заполняет наши

клетки, а тело реагирует как обычно, сжимаясь и напрягаясь, - все

взорвалось бы в мгновение ока. Иными словами, наше клеточное сознание, как

и наше ментальное и витальное сознание, должно научиться расширению и быть

универсализировано. И туда должно быть низведено космическое сознание. В

ментальном безмолвии универсализируется ментальное сознание; в витальном

покое универсализируется сознание витальное; в неподвижности

универсализируется сознание физическое. Неподвижность, восприимчивость и

клеточное расширение, по-видимому, являются одними из основных условий для

того, чтобы телесная субстанция была в состоянии вместить _Агни_ не

разрушаясь.

Но тут возникает еще одна чрезвычайно важная проблема. Универсализация

физического сознания? Но если такое тело только _одно-единственное_, оно же

не в пустоте! Оно соприкасается с другими телами, да и со всей ложью мира.

А это уже борьба не одиночки, это становится битвой всего мира. И здесь мы

подходим к самой сути всей проблемы. В этой физической просветленности,

которой добился ищущий, он делает еще одно, довольно жестокое открытие:

улетучиваются все его йогические достижения и силы. Он уже победил болезнь,

может быть, даже гравитацию, овладел функциями своего тела, мог принимать

яд без всякого для себя вреда, короче, стал полным хозяином в своем доме,

поскольку хозяином стало его сознание. Но в тот момент, когда он принимает

решение трансформировать свое тело, все