Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

на несколько уровней ниже, разбавляя и дробя для того, чтобы

'понять'. Если бы мы могли сохранить спокойствие во время этой вибрирующей

вспышки, быть как бы подвешенными в ее свете, а не хвататься сразу же за

нее, чтобы раздробить на интеллектуальные куски, то через некоторое время

мы бы заметили, что _все_ наше существо поднялось на новый уровень и что мы

обладаем новым видением, а не жалкой безжизненной формулой. Всякие

объяснения, разъяснения и т.п. - причина того, что бОльшая часть

преобразующей силы быстро исчезает.

Если вместо того, чтобы поспешно хвататься за перо или за кисть или

погрузиться в поток слов, чтобы освободиться от избытка полученного света,

ищущий будет стремиться сохранить безмолвие и прозрачность, если он будет

терпелив, то он увидит, что число вспышек постепенно увеличивается,

промежутки между ними становятся все меньше (они как бы учащаются) и что в

нем медленно формируется иное сознание, которое является одновременно и

завершением, и источником Озаренного и Интуитивного Разума, а также всех

человеческих ментальных форм. Это Глобальный Разум.

д. Глобальный Разум

Глобальный Разум - это вершина, до которой человеческое сознание

поднимается очень редко. Это космическое сознание, но без потери

индивидуальности. Вместо того, чтобы все отринуть и воспарить высоко в

небесную необъятность, ищущий терпеливо покоряет каждую ступень своего

существа так, что основание существа остается связанным с его вершиной и в

этой связи нет никаких разрывов. Глобальный Разум - это мир богов, источник

вдохновения великих основателей религий. Именно здесь получили свое

рождение все известные нам религии; все религии исходят из опыта

[переживания] Глобального Разума в каком-то одном из его бесчисленных

аспектов. Ибо религия или откровение, духовное переживание относятся к

определенному плану; они порождаются не где-то и не как-то; те, кто

осуществляет то, что открылось им в духовном переживании, получают это

откровение не из ниоткуда: их источник - Глобальный Разум. Он же является

источником величайших произведений искусства. Но мы должны помнить, что это

все еще ментальный план, хотя и его вершина.

Когда сознание достигает этого плана, то оно видит уже не 'точку за

точкой', оно созерцает в _безмолвии, большими объемами [calmly, in great

masses]_ (%34). Это уже не рассеянный свет озаренного разума и не отдельные

вспышки разума интуитивного, но, говоря прекрасным языком Вед, 'океан

непрерывных молний'. Сознание уже не ограничено краткостью настоящего

момента или узким диапазоном своего поля видения, оно раскрыто и охватывает

единым взглядом _обширные протяженности пространства и времени_ (%34).

Существенной чертой, отличающей Глобальный Разум от остальных планов

сознания, является ровность света, почти полная его однородность. В особо

восприимчивом интуитивном разуме, например, можно видеть голубоватый фон и

внезапно появляющиеся струи света, вспышки интуиции или быстро несущиеся

светящиеся извержения, а иногда и даже мощные потоки из сферы Глобального

Разума, но все это - изменчивая игра света, нет ничего постоянного. Это

обычное состояние величайших поэтов, которых мы знаем; они достигают

определенного уровня или ритма, особой поэтической светоносности, а время

от времени приходят в соприкосновение с теми редкими ослепительными

строфами (или музыкальными фразами), которые потом повторяют многие

поколения, повторяют, как 'Сезам, откройся'. Озаренный разум обычно

является основой (основой уже очень высокой), а Глобальный Разум - это

Царство Божье, доступ к которому предоставляется в минуты милости.

Но для полного и постоянного глобального сознания, подобного тому,

которое реализовали, например, Риши Вед, уже нет никаких неровностей.

Сознание становится _массой постоянного света_. Результатом этого является

нерушимое всеобщее видение; познаются всеобщая радость, всеобщая красота,

вселенская любовь; ведь все противоречия низших планов - это следствие

недостаточности света, или, так сказать, 'ограниченности' света: он

освещает лишь ограниченное поле; в этом же равномерном свете [все]

противоречия, которые похожи на маленькие темные промежутки между двумя

вспышками или на темные границы, которые очерчивают наше поле света,

растворяются в однородной массе видимого света. А поскольку свет находится

повсюду, гармония и радость тоже неизменно присутствуют повсюду, ибо

противоположности ощущаются уже не как отрицания или теневые промежутки

между двумя вспышками сознания,