в неуправляемый резонанс, не впадало
в паническую лихорадку.
Когда довольно прочно установится эта клеточная неподвижность, мы
сделаем первое открытие; мы столкнемся с основным препятствием, которое
будет также и основной помощью в работе по трансформации, поскольку всегда,
на всех уровнях, каждое встреченное сопротивление в точности соответствует
силе, необходимой для того, чтобы сделать следующий шаг вперед; это
одновременно и мертвый вес, и рычаг. Мы уже распознали под нашим думающим
умом 'витальный разум', который находит прекрасные оправдания для всех
наших желаний, побуждений, затем 'физический разум', который повторяет
одно и то же тысячи раз подряд, как испорченная пластинка. Но существует
еще более глубокий слой, ментальная порода, которую Шри Ауробиндо называет
_клеточным разумом_. Это на самом деле разум клеток или групп клеток, очень
похожий на физический разум по своей неистощимой способности повторять все
тот же старый мотив, но при этом он охватывает не только область мозга,
занят не только механической прокруткой обрывков мыслей; он находится
повсюду в теле, _подобный миллионам маленьких голосов_, которые можно легко
услышать, когда остальные ментальные слои очищены. Он беспрестанно
ворошит, подогревает не только осколки нашей сознательной активности, но и
все наши чувственные ощущения: достаточно, чтобы группа клеток была
однажды поражена каким-то впечатлением, страхом, ударом или болезнью, как
они бесконечно начинают воспроизводить этот страх, напряжение, стремление
к беспорядку, 'вспоминать' о своей болезни. Это - стадный, абсурдный
разум. Распространяясь вдоль и поперек, его вибрации повторяются
бесконечно, воспринимая всегда все те же длины волн, все те же воздействия
сил разложения и всегда отвечая на одни и те же раздражители, как собака
Павлова на звон колокольчика. Это сам страх жизни, внедренный в Материю.
Это первое сознательное усилие Материи. И, естественно, та крошечная
инициатива, которая ему отпущена, вся идет на то, чтобы самим страхом
привлечь дисгармонию во всех ее видах и, в конечном итоге, призывать
бессознание смерти, как последнее и единственное облегчение. И все-таки
этот клеточный разум, если подумать, обладает громадной силой - что там
слон против неисчислимых скопищ муравьев. Дело все в том, что вся его
нелепая механичность, абсурдный автоматизм могут служить и истине точно
так же, как и лжи. Если он хоть раз настроится на вибрацию света, то он
будет повторять ее с упрямством мула, и что самое замечательное, он будет
повторять ее день и ночь, непрерывно. *)
*) Отсюда - польза мантры, которая может направлять по заданному руслу
вибрацию определенной частоты к любой точке тела или даже ко всем точкам,
если ее воспримет клеточный разум.
--Что бы мы ни делали внешним образом - работали, разговаривали или спали,
он будет повторять свою вибрацию вновь и вновь, автоматически и независимо
ни от чего. Отсюда - его огромное значение для трансформации, он может
стать исключительным средством для закрепления супраментальной вибрации в
теле. *)
*) В 'Агенде' Сатпрем приводит мантру Матери, которую она многие годы
использовала в работе над телом (прим.пер.).
--Вот что говорит об этом Шри Ауробиндо: _Существует также темный разум тела,
самих клеток, молекул, частиц. Геккель, немецкий материалист, говорил
где-то о воле в атоме, и современная наука, констатируя бесчисленные
индивидуальные вариации в активности электронов, близка к тому, чтобы
воспринимать это геккелевское выражение не просто как метафору, речь может
идти здесь о тени, отбрасываемой некой скрытой реальностью. Этот телесный
разум есть вполне конкретная, ощутимая истина; из-за его темноты,
механической привязанности к прошлым движениям, из-за характерной
особенности быстро забывать и отрицать новое, мы видим в нем одно из
главных препятствий для проникновения сверхразумной Силы и для
трансформации деятельности тела. С другой стороны, если его однажды и
полностью обратить, то он станет одним из самых драгоценных инструментов
упрочения супраментального Света и Силы в материальной Природе_ (%26).
Что сказать о такой работе? Труд тягчайший и скрупулезный. Для
свершения этого труда - это единственный способ - не следует погружаться в
глубокие медитации, которые затрагивают только вершину нашего существа,
добиваться необыкновенных концентраций или экстазов, нужно, напротив,
оставаться прямо в гуще вещей, работать на телесном уровне, у самого
подножья лестницы, каждую минуту