Если бы мы полностью пребывали в истине, то мы были бы и
полностью бессмертны, с головы до пят. До настоящего же времени едва ли
что-нибудь, кроме нашей души, является бессмертным, потому что это истина
Духа внутри нас; именно душа переходит из одной жизни в другую и растет,
эволюционирует, становится все более и более сознательной. Так же и разум,
как только он в достаточной мере интегрируется около центральной Истины
нашего существа, когда он мыслит Истину и жаждет Истины, то и он становится
бессмертным, и тогда, чем ближе к этому, тем легче вспоминаются прошлые
воззрения; некоторые истины кажутся очень близкими, знакомыми, а жажда
истины - необъяснимо острой. Витальное тоже способно стать бессмертным,
если оно в достаточной степени объединено с центральной Истиной
психического - мы выходим в измерение, изначально нам так же присущее, как
и вечность; но вообще это бывает довольно редко, поскольку наша жизненная
сила обычно поглощена поверхностной, суетной деятельностью, а не тем, чтобы
воздвигать жизнь истинную. Чем ниже по шкале сознания, тем плотнее ложь,
и, естественно, возрастает тленность всего, потому что ложь есть тлен,
разложение в самой своей основе. И если уже в витальном явно недостает
света, то тем более в теле - оно просто исполнено лжи. А старость и болезнь
- это одни из самых очевидных доказательств лжи в теле - как может то, что
Истинно, стать старым, уродливым, изношенным или больным? Истина лучиста,
она прекрасна, светоносна и вечна. Это очевидно. Истина непобедима. Смерть
и старость могут коснуться нас лишь в силу недостатка Истины в нас.
Однако в то же время надо признать, что в нашем шествии во времени в
Смерти есть великий смысл и мудрость: бессмертный мосье Дюпон был бы
настоящей профанацией бессмертия. И в итоге становится ясно, что Смерть -
это верный страж Истины. Интересно, что все всегда имеет два лица: когда
мы смотрим с одной стороны, нам нужно сражаться, бороться, говорить 'Нет';
когда мы смотрим с другой стороны, мы можем только благодарить снова и
снова, говорить 'Да' и еще раз 'Да'. И мы должны уметь делать и то, и
другое. Таким образом, борьба против 'лжи тела', болезни, бессознательного,
старости начинается лишь после того, как осуществлена трансформация более
высоких уровней - ментального и витального, когда все остальное существо
живет в Истине и упрочилось в Истине. Было бы большой ошибкой полагать, что
можно предпринять супраментальную йогу до того, как завершатся все
предыдущие стадии - как мы знаем, каждый шаг вверх должен совершаться с
целью обрести силу для еще одного шага вниз.
Так же, как безмолвие является основным условием ментальной
трансформации, покой - основным условием трансформации витальной, так и
неподвижность - это основное условие физической трансформации - не внешняя
неподвижность, но внутренняя, в клеточном сознании. Достигнув ментального
безмолвия и витального покоя, мы смогли благодаря им отделить друг от
друга, различить бесчисленные вибрации мира, скрытые побудительные причины,
которые заставляют нас действовать, вызывают наши ощущения и мысли.
Подобным же образом, благодаря достигнутой неподвижности физического
сознания, мы начинаем распутывать причудливые хитросплетения кишащих
вибраций и осознавать, из какого мы теста. На уровне клеток мы живем в
полном хаосе: это постоянный вихрь ощущений, то сильных, приятных, то
болезненных, острых, резких взлетов и таких же стремительных падений, и
если вдруг эта свистопляска на секунду прекращается, то возникает тревожная
пустота, некое зияние, которое требует немедленно и любой ценой заполнить
себя какими-нибудь другими ощущениями, причем так, чтобы этот поток никогда
не прерывался. Основная задача - перейти от этого хаоса к покою - не к
душевному равновесию, а к клеточному. Лишь тогда начнется работа истины.
При таком клеточном равновесии тело станет как сосуд с чистейшей,
прозрачнейшей водой, тогда станет заметна, ощутима, а значит, и
контролируема и самая ничтожная из вибраций. В этой прозрачности все силы
болезни, разложения и лжи, все деформации подсознательного, возня уродливых
хозяев этих сил - все будет _как на ладони_ и мы сможем всем этим
овладеть. На самом деле кипение _Агни_ возникает не столько в силу
неспособности клеток к адаптации, сколько из-за сопротивления нашей
'собственной' темноты. И лишь так очищающая неподвижность может 'разгрести
весь мусор на участке' и высвободить непреодолимое молниеносное Движение
_Агни_, но так, чтобы тело не входило