Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

Если бы мы полностью пребывали в истине, то мы были бы и

полностью бессмертны, с головы до пят. До настоящего же времени едва ли

что-нибудь, кроме нашей души, является бессмертным, потому что это истина

Духа внутри нас; именно душа переходит из одной жизни в другую и растет,

эволюционирует, становится все более и более сознательной. Так же и разум,

как только он в достаточной мере интегрируется около центральной Истины

нашего существа, когда он мыслит Истину и жаждет Истины, то и он становится

бессмертным, и тогда, чем ближе к этому, тем легче вспоминаются прошлые

воззрения; некоторые истины кажутся очень близкими, знакомыми, а жажда

истины - необъяснимо острой. Витальное тоже способно стать бессмертным,

если оно в достаточной степени объединено с центральной Истиной

психического - мы выходим в измерение, изначально нам так же присущее, как

и вечность; но вообще это бывает довольно редко, поскольку наша жизненная

сила обычно поглощена поверхностной, суетной деятельностью, а не тем, чтобы

воздвигать жизнь истинную. Чем ниже по шкале сознания, тем плотнее ложь,

и, естественно, возрастает тленность всего, потому что ложь есть тлен,

разложение в самой своей основе. И если уже в витальном явно недостает

света, то тем более в теле - оно просто исполнено лжи. А старость и болезнь

- это одни из самых очевидных доказательств лжи в теле - как может то, что

Истинно, стать старым, уродливым, изношенным или больным? Истина лучиста,

она прекрасна, светоносна и вечна. Это очевидно. Истина непобедима. Смерть

и старость могут коснуться нас лишь в силу недостатка Истины в нас.

Однако в то же время надо признать, что в нашем шествии во времени в

Смерти есть великий смысл и мудрость: бессмертный мосье Дюпон был бы

настоящей профанацией бессмертия. И в итоге становится ясно, что Смерть -

это верный страж Истины. Интересно, что все всегда имеет два лица: когда

мы смотрим с одной стороны, нам нужно сражаться, бороться, говорить 'Нет';

когда мы смотрим с другой стороны, мы можем только благодарить снова и

снова, говорить 'Да' и еще раз 'Да'. И мы должны уметь делать и то, и

другое. Таким образом, борьба против 'лжи тела', болезни, бессознательного,

старости начинается лишь после того, как осуществлена трансформация более

высоких уровней - ментального и витального, когда все остальное существо

живет в Истине и упрочилось в Истине. Было бы большой ошибкой полагать, что

можно предпринять супраментальную йогу до того, как завершатся все

предыдущие стадии - как мы знаем, каждый шаг вверх должен совершаться с

целью обрести силу для еще одного шага вниз.

Так же, как безмолвие является основным условием ментальной

трансформации, покой - основным условием трансформации витальной, так и

неподвижность - это основное условие физической трансформации - не внешняя

неподвижность, но внутренняя, в клеточном сознании. Достигнув ментального

безмолвия и витального покоя, мы смогли благодаря им отделить друг от

друга, различить бесчисленные вибрации мира, скрытые побудительные причины,

которые заставляют нас действовать, вызывают наши ощущения и мысли.

Подобным же образом, благодаря достигнутой неподвижности физического

сознания, мы начинаем распутывать причудливые хитросплетения кишащих

вибраций и осознавать, из какого мы теста. На уровне клеток мы живем в

полном хаосе: это постоянный вихрь ощущений, то сильных, приятных, то

болезненных, острых, резких взлетов и таких же стремительных падений, и

если вдруг эта свистопляска на секунду прекращается, то возникает тревожная

пустота, некое зияние, которое требует немедленно и любой ценой заполнить

себя какими-нибудь другими ощущениями, причем так, чтобы этот поток никогда

не прерывался. Основная задача - перейти от этого хаоса к покою - не к

душевному равновесию, а к клеточному. Лишь тогда начнется работа истины.

При таком клеточном равновесии тело станет как сосуд с чистейшей,

прозрачнейшей водой, тогда станет заметна, ощутима, а значит, и

контролируема и самая ничтожная из вибраций. В этой прозрачности все силы

болезни, разложения и лжи, все деформации подсознательного, возня уродливых

хозяев этих сил - все будет _как на ладони_ и мы сможем всем этим

овладеть. На самом деле кипение _Агни_ возникает не столько в силу

неспособности клеток к адаптации, сколько из-за сопротивления нашей

'собственной' темноты. И лишь так очищающая неподвижность может 'разгрести

весь мусор на участке' и высвободить непреодолимое молниеносное Движение

_Агни_, но так, чтобы тело не входило