но какова же тогда мощь той горячей золотой пыли, _того
напитка жгучего из молний [this wine of lightnings]_ (%26), действующих в
клетках тела? _Оно [тело] все закипает, как паровой котел, готовый
взорваться_, - как всегда просто и точно говорит Мать. Риши тоже говорили о
том, что можно разбиться вдребезги, 'как полуобожженный кувшин', если идти
слишком быстро. Кроме того, все было бы проще, если бы речь шла о создании
чего-то совершенно нового, но ведь весь подручный материал - прежний, мы
должны _перейти_ из нашего нынешнего состояния в некое иное состояние, от
'старой' организации к новой: то же самое 'старое' сердце, 'старые' легкие
по-прежнему здесь - в какой же _момент_, спрашивает Мать, мы остановим
сердце и вместо него пустим в действие Силу? Вся сложность - именно в этом
переходе. Поэтому необходимо множество опытов, маленьких дозированных
переживаний, чтобы приучить клетки не паниковать во время перехода. Значит,
первой проблемой является адаптация тела, а это требует многих лет, может
быть, даже столетий. Шри Ауробиндо работал над этим сорок лет, Мать -
пятьдесят. Таким образом, первая практическая необходимость - выдержать,
свершить дело прежде смерти. _Есть своеобразное состязание на пути к
трансформации, - говорила Мать, - соревнуются двое: человек, который
стремится преобразовать тело по образу божественной Истины, и старая
привычка тела разлагаться. И весь вопрос в том, что наступит раньше:
преобразование или разложение. Это нужно знать_.
Ибо работа, естественно, должна быть проделана в течение одной жизни.
Можно вновь и вновь, из жизни в жизнь, обретать прежние достижения души,
разума и даже витального, которые в пределах этой жизни проявляются как
спонтанные расцветы, врожденные таланты или вообще высокий уровень
развития. Нужно лишь поупражняться лет десять, двадцать для того, чтобы
вновь поймать нить прежних жизней, причем бывает даже поразительное
переживание, в котором видишь как раз точку обрыва, где кончается работа,
завершенная в прошлых жизнях, и начинается новый этап. Таким образом, нить
связывается, продолжается. Но клеточный прогресс в теле, прогресс
физического сознания, очевидно, не может перейти в следующую жизнь; все
рассеивается на погребальном костре или в земле. Поэтому, если мы хотим
осуществления непрерывной человеческой эволюции, если мы хотим, чтобы
супраментальное существо проявилось в нашей плоти, а не в каком-то новом
неизвестном организме - новом виде, который вытеснит наше ментальное
человечество, необходимо, чтобы _одно-единственное_ человеческое существо
завершило работу в течение _одной_ жизни. Осуществленное хоть раз это
достижение может быть передано и другим (мы еще вернемся к этому вопросу).
По словам Шри Ауробиндо, а он имел ясное видение, чтобы полностью
проявилось супраментальное существо - озаренное, светлое и т. д., такое,
каким мы пытались его описать, - потребуется три столетия. Следовательно,
раньше, чем проявится супраментальное существо (и Платон ведь родился не за
один день), необходимо создать в нашей плоти переходное существо, связующее
человеческое и сверхчеловеческое. То есть такое существо, которое не только
реализовало бы супраментальное сознание, но и обладало бы телом, так
сказать, с 'запасом бессмертия', достаточным для того, чтобы выдержать
переходный период, с силой и пластичностью, достаточными для того, чтобы
осуществить собственную трансмутацию или породить супраментальное существо
только с помощью своей энергии, не прибегая к обычному земному способу. Ибо
тяжелая животная и человеческая наследственность, которая ложится бременем
на наше под сознательное и автоматически передается физическим зачатием,
является одним из главных препятствий для трансформации - препятствием, по
меньшей мере таким же (если не более) сложным, как 'кипенье' _Агни_. В этом
- вторая задача. Возможно, это на самом деле задача истинная и гораздо
более трудноразрешимая, чем все те очевидные трудности, которые мы
связываем с телом. Итак, вот две фундаментальные проблемы, с которыми
сталкивается идущий: сообщить клеткам тела сознание бессмертия, которое
уже присутствует в нашей душе и даже в нашем разуме, и полностью очистить
подсознательное. Прогресс _Агни_ в теле, _по-видимому_, зависит от этих
двух условий. Т.е. и в этом случае работа есть прежде всего работа
сознания.
И первое в ней - способность выдержать [переходный период]. На деле
находишь, что бессмертие всегда тесно связано с истиной: то, что истинно -
бессмертно.