потому что в
нас - Бог. Мы должны верить в это, вот и все. Потому что вера ускоряет
приход мировой феерии. _Совершенное равновесие - вот что спасло меня во
всем. Прежде всего я верил, что нет ничего невозможного, и в то же время я
мог все подвергать сомнению_ (%20). Однажды, когда Шри Ауробиндо просили
возобновить политическую борьбу, он немедленно ответил, что необходимым
является _не восстание против Британского правительства, которое может
организовать кто угодно ... [а] восстание против всей Природы вселенной_
(%21).
Все ученики (их было около пятнадцати) говорят, что во время этого
первого периода существовала совершенно особая, высоко концентрированная
атмосфера. Они с необычайной легкостью осуществляли поразительные
эксперименты-переживания, божественные проявления стали обычным явлением,
и, казалось, законы природы немного отступили. Иными словами, завеса между
физическим миром и другими планами сознания становилась все тоньше, и
существа, которых мы называем богами, или силы Глобального Разума, могли
проявляться, воздействовать на законы и совершать так называемые 'чудеса'.
Если бы работа продолжалась в том же духе, то это привело бы Шри Ауробиндо
и Мать к основанию новой религии, а Пондишери стал бы одним из тех новых
'святых мест', где 'духовные ароматы' заглушают более 'обыкновенные
запахи'. Но однажды, когда Мать описывала Шри Ауробиндо одно из последних
необычных происшествий, он с юмором заметил: _Да, это очень интересно, вы
будете совершать чудеса, которые прославят нас на весь мир, вы сможете
перевернуть земные события вверх дном, действительно (Шри Ауробиндо
улыбнулся) , это будет большой успех_. И добавил: _Но это будет творчество
глобального разума, а не высочайшая истина. Мы не стремимся к успеху; мы
хотим основать на земле суперразум, создать новый мир. - Через полчаса, -
говорила Мать, - все было кончено: я ничего не сказала, ни одного слова в
ответ, но за полчаса я уничтожила все, порвала связь между богами и
учениками, все разрушила. Потому что я знала, что пока все будет
по-старому, все это будет так соблазнительно (все время видеть
поразительные вещи), что у нас постоянно будет искушение продолжать... Я
уничтожила все. С того времени мы начали снова и на новом основании._
Это было концом первого периода. Шри Ауробиндо и Мать разносторонне
исследовали силы сознания и обнаружили, что 'чудеса по заказу', или
вмешательство высших сил сознания, могут лишь позолотить пилюлю, но не
достичь сути вещей. С точки зрения изменения мира они являются
бесполезными. Настоящий вопрос, _настоящее дело_, - как говорила Мать, -
заключается не в том, чтобы изменять Материю извне посредством мимолетных
'сверхъестественных' вмешательств, но в том, чтобы изменить ее изнутри,
надолго, создать новый физический фундамент. Сколько за всю историю было
'святых мест', и во всех, нам кажется, теперь что-то не то. Мы жили
довольно долго под знаком богов и религий: _У меня не было никакого
намерения давать санкцию на новую редакцию старого фиаско, - писал Шри
Ауробиндо, - т.е. санкцию на частичное и временное духовное открытие
внутри без подлинного и радикального изменения в законах внешней
природы_ (%22). Левитация, победа над сном и голодом и даже над болезнью
касаются лишь поверхности проблемы. Это в некотором роде отрицательное
усилие, направленное против господствующего порядка, которое все-таки
означает признание старого закона, хоть и негативное, тогда как должен быть
изменен сам порядок, хорош он или плох, потому что хорошее в нем неизбежно
соседствует с плохим. Все чудеса - это не что иное, как обратная сторона
нашего бессилия. Нам нужен не лучший мир, а новый мир, не
'высококонцентрированная', а так сказать 'низкоконцентрированная'
атмосфера. Все здесь внизу должно стать Святым Местом. 24 ноября 1926 г.
Шри Ауробиндо неожиданно объявил, что он удаляется в полное одиночество;
официально ашрам был основан под управлением Матери. Не было никакой
необходимости говорить ученикам, что с этих пор йога будет происходить 'в
подсознательном и Бессознательном'; все они упали с высоты своих чудесных
переживаний для того, чтобы схватиться с гораздо более жесткой, косной
реальностью. Так начался второй период работы по трансформации.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АГНИ
В начале второго периода, в 1926 г., незадолго до ухода Шри Ауробиндо в
уединение, у него состоялся довольно странный разговор с одним французским
физиком. Замечания Шри Ауробиндо, которые в то время должны были казаться
довольно