за нас, мы сразу же
чувствуем себя беспомощными, если их нет под рукой. Наша человеческая
цивилизация, созданная для жизни в счастье и радости, полностью порабощена
процессом добывания: ведь примерно две трети жизни мы проводим в погоне и
охоте за средствами и источниками наслаждений да оставшуюся треть спим -
вот и все. _Что является здесь абсурдным, - говорит Мать, - так это все
искусственные приспособления, которыми мы должны пользоваться. Любой дурак
обладает большей властью при условии, что у него есть средства
приобретения необходимых приспособлений. Но в истинном мире, мире
супраментальном, чем более вы сознательны и чем в большей гармонии с
истиной вещей находитесь, тем большую власть над веществом [substance]
будет иметь ваша воля; вещество подчиняется воле. Власть там - это
подлинная власть. Если вы хотите иметь одежду, то вы должны обладать силой,
чтобы создать ее, настоящей силой. Если у вас этой силы нет, что ж,
придется вам ходить голым! Никакие уловки, ухищрения не помогут там
возместить недостаток силы. Но здесь, даже в одном случае из миллиона,
власть не является выражением чего-то истинного. Все это невероятно глупо._
Эта супраментальная 'власть' - совсем не какая-то там сверхмагия, это в
высшей степени точный процесс, такой же точный, как химический эксперимент.
Только вместо того, чтобы иметь дело с внешними объектами, супраментальное
существо, видя истинную вибрацию в самом сердце любого объекта, может
воздействовать на нее и сочетать ее с другими вибрациями, чтобы достичь
необходимого результата подобно тому, как художник мешает цвета, когда
пишет картину, или поэт сочетает звуки, создавая поэму. Такое существо
поистине - поэт, потому что оно создает то, чему оно дает имя; подлинным
именем вещи является вибрация, ее создающая, и дать вещи имя означает
обладать силой вызывать или разрушать ее.
Спонтанность и естественность супраментальной жизни - ведь в конечном
счете естественна одна лишь Истина - проявится также в супраментальном
искусстве, которое станет непосредственным и точным представлением
свойственной нам духовной тональности. В таком искусстве обман невозможен,
потому что только наш внутренний свет будет в состоянии касаться того же
света, заключенного в Материи, играть с ним и создавать из него
соответствующие образы. Если наша вибрация сера, то и наше творение будет
серым, и все, чего мы касаемся, будет серым. Наше физическое, внешнее
окружение будет точным отображением нашего внутреннего окружения; мы сможем
проявить лишь то, чем мы являемся. И сама жизнь станет произведением
искусства, различные сферы нашей внешней деятельности будут ярким,
меняющимся действом, отражающим наши внутренние состояния. Подобным же
образом слово станет воистину живым словом, наполняемым только
одной-единственной силой - внутренней духовной силой, это будет живая
_мантра_, видимый язык, подобный игре эмоций на человеческом лице. Это же
будет и крахом всех обманов, подделок - политических, религиозных,
литературных, художественных или эмоциональных. Однажды, когда один
скептически настроенный ученик заметил, что Суперразум - это нереальное
измышление прежде всего потому, что его никогда не видели или не сделали
раньше, Шри Ауробиндо ответил со своим обычным юмором: _Какой блестящий
аргумент! Раз это не было сделано, то это и не может быть сделано! В таком
случае вся история Земли должна была остановиться задолго до появления
протоплазмы. Когда она была массой газов, жизни еще не было, эрго
[следовательно], ее и быть не могло - когда же была только жизнь, разум
еще не появился, значит, разум и не мог появиться. Так как есть разум, но
нет ничего за его пределами, потому что ни в ком еще не проявился
Суперразум, то Суперразум никогда не будет реальностью. Собханаллах!
Слава, слава, слава человеческому разуму! К счастью, Божественное или
космический Дух, или Природа, или что бы там ни было ни в грош не ставит
человеческий разум. Оно или Он, или Она делает то, что Оно или Он, или Она
должно делать, независимо от того, может или не может это быть сделано_
(%8). Уже тысячи лет назад говорили риши о жалкой участи скептиков:
'В этих нет ни Удивления, ни Мощи' (Риг Веда VII.61.5).
РАБОТА (ПЕРВЫЙ ПЕРИОД)
Насколько поразительными предвидятся результаты этой работы, настолько
сама она протекает в строгой, скромной обстановке. Своим терпением,
настойчивостью и методичностью она напоминает аккуратный труд химика со
всеми его пузырьками, пробирками и т.д.: _микроскопическая