Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

за нас, мы сразу же

чувствуем себя беспомощными, если их нет под рукой. Наша человеческая

цивилизация, созданная для жизни в счастье и радости, полностью порабощена

процессом добывания: ведь примерно две трети жизни мы проводим в погоне и

охоте за средствами и источниками наслаждений да оставшуюся треть спим -

вот и все. _Что является здесь абсурдным, - говорит Мать, - так это все

искусственные приспособления, которыми мы должны пользоваться. Любой дурак

обладает большей властью при условии, что у него есть средства

приобретения необходимых приспособлений. Но в истинном мире, мире

супраментальном, чем более вы сознательны и чем в большей гармонии с

истиной вещей находитесь, тем большую власть над веществом [substance]

будет иметь ваша воля; вещество подчиняется воле. Власть там - это

подлинная власть. Если вы хотите иметь одежду, то вы должны обладать силой,

чтобы создать ее, настоящей силой. Если у вас этой силы нет, что ж,

придется вам ходить голым! Никакие уловки, ухищрения не помогут там

возместить недостаток силы. Но здесь, даже в одном случае из миллиона,

власть не является выражением чего-то истинного. Все это невероятно глупо._

Эта супраментальная 'власть' - совсем не какая-то там сверхмагия, это в

высшей степени точный процесс, такой же точный, как химический эксперимент.

Только вместо того, чтобы иметь дело с внешними объектами, супраментальное

существо, видя истинную вибрацию в самом сердце любого объекта, может

воздействовать на нее и сочетать ее с другими вибрациями, чтобы достичь

необходимого результата подобно тому, как художник мешает цвета, когда

пишет картину, или поэт сочетает звуки, создавая поэму. Такое существо

поистине - поэт, потому что оно создает то, чему оно дает имя; подлинным

именем вещи является вибрация, ее создающая, и дать вещи имя означает

обладать силой вызывать или разрушать ее.

Спонтанность и естественность супраментальной жизни - ведь в конечном

счете естественна одна лишь Истина - проявится также в супраментальном

искусстве, которое станет непосредственным и точным представлением

свойственной нам духовной тональности. В таком искусстве обман невозможен,

потому что только наш внутренний свет будет в состоянии касаться того же

света, заключенного в Материи, играть с ним и создавать из него

соответствующие образы. Если наша вибрация сера, то и наше творение будет

серым, и все, чего мы касаемся, будет серым. Наше физическое, внешнее

окружение будет точным отображением нашего внутреннего окружения; мы сможем

проявить лишь то, чем мы являемся. И сама жизнь станет произведением

искусства, различные сферы нашей внешней деятельности будут ярким,

меняющимся действом, отражающим наши внутренние состояния. Подобным же

образом слово станет воистину живым словом, наполняемым только

одной-единственной силой - внутренней духовной силой, это будет живая

_мантра_, видимый язык, подобный игре эмоций на человеческом лице. Это же

будет и крахом всех обманов, подделок - политических, религиозных,

литературных, художественных или эмоциональных. Однажды, когда один

скептически настроенный ученик заметил, что Суперразум - это нереальное

измышление прежде всего потому, что его никогда не видели или не сделали

раньше, Шри Ауробиндо ответил со своим обычным юмором: _Какой блестящий

аргумент! Раз это не было сделано, то это и не может быть сделано! В таком

случае вся история Земли должна была остановиться задолго до появления

протоплазмы. Когда она была массой газов, жизни еще не было, эрго

[следовательно], ее и быть не могло - когда же была только жизнь, разум

еще не появился, значит, разум и не мог появиться. Так как есть разум, но

нет ничего за его пределами, потому что ни в ком еще не проявился

Суперразум, то Суперразум никогда не будет реальностью. Собханаллах!

Слава, слава, слава человеческому разуму! К счастью, Божественное или

космический Дух, или Природа, или что бы там ни было ни в грош не ставит

человеческий разум. Оно или Он, или Она делает то, что Оно или Он, или Она

должно делать, независимо от того, может или не может это быть сделано_

(%8). Уже тысячи лет назад говорили риши о жалкой участи скептиков:

'В этих нет ни Удивления, ни Мощи' (Риг Веда VII.61.5).

РАБОТА (ПЕРВЫЙ ПЕРИОД)

Насколько поразительными предвидятся результаты этой работы, настолько

сама она протекает в строгой, скромной обстановке. Своим терпением,

настойчивостью и методичностью она напоминает аккуратный труд химика со

всеми его пузырьками, пробирками и т.д.: _микроскопическая