нежного аромата, простираются вдаль
насколько хватает взгляда под тяжелым, мрачным небом; и вдруг с единым
криком взлетают тысячи попугаев. Однако мы не успели ничего заметить. Это
произошло в течение секунды, как вспышка молнии, - и сознание может
проясняться с такой же невероятной быстротой! Одна деталь, один звук, одна
капля света - и появляется целый мир во всем своем великолепии и полноте -
тысячи стремительных птиц в единой вспышке. Интуиция воспроизводит в нашем
масштабе первозданную мистерию великого Взгляда, грозного пристального
взгляда, который, с одной стороны, видит все и знает все, а с другой,
наслаждается последовательным видением, видением во времени, капля по
капле, видением с множества точек зрения того, что Он охватил полностью в
крупице вечности.
_Время есть только порожденье вечного мгновения. *)
(An eternal instant is the cause of the years.) (%30)
*) Дословно: 'Вечное мгновение - причина [многих] лет' (прим.пер.).
--
Вместе с интуицией приходит совершенно особая радость, которая явно
отличается от радости озаренного разума. Нет уже ощущения потока,
приходящего извне, а есть некое опознание, узнавание, как будто всегда в
нас существовали двое - брат света, живущий в свете, и брат тьмы (то есть
мы сами), живущий внизу, неуклюже, ощупью карабкающийся в темноте,
подражающий знанию брата света и его великому путешествию, но подражающий
как-то жалко, убого, грубо. И затем вдруг происходит слияние - мы
становимся едины в области света. Наконец-то нет никаких различий. Радость.
Когда мы станем едиными во всех точках, наступит божественная жизнь.
В этой точке контакта и слияния приходит знание, которое может быть
выражено в той или иной форме (в зависимости от вида деятельности в данный
момент времени), но которое всегда по сути своей является проявлением
тождественности, встречей - мы знаем потому, что мы узнаем [reconnait]. Шри
Ауробиндо говорил, что интуиция - _это воспоминание Истины_ (%31). Когда
приходит вспышка интуиции, то ясно видно, что знание - это не открытие
чего-то неизвестного - открывают только себя, больше нечего открывать, -
это постепенное паспознавание во времени того мгновения Света, когда мы
_видели все_. Есть ли кто-нибудь, кто не видел хотя бы раз? У кого в жизни
не было этого Воспоминания? Какими бы ни были наши веры (вплоть до
отсутствия всякой веры), наши способности или неспособности, наши
достижения, высокие или нет, в жизни всегда есть момент, который _является_
нашим моментом. Некоторые жизни длятся всего мгновение, а все остальное -
это забытье.
Язык интуиции сконцентрирован в сжатых формулировках без единого лишнего
слова в противоположность пышному языку озаренного разума (который тем не
менее именно благодаря своему богатству передает и 'светящийся' ритм, и
истину, может быть, не столь четко, но зато делает это как-то теплее,
ближе). Когда Плотин суммровал смысл всех человеческих усилий в единой
фразе - 'Полет Единого к Единому', - он пользовался в высшей степени
интуитивным языком, тем же языком говорят и Упанишады. Но такое свойство
самовыражения обнаруживает и пределы интуиции: как бы ни были насыщены
высоким жизненным смыслом наши озарения, изречения, они не могут охватить
всей истины - нужна более полная, более всеобъемлющая теплота - та, которой
обладает и озаренный разум, - но внутри более высокой прозрачности. Ибо
_Интуиция ... видит вещи вспышками, точка за точкой, а не как [единое]
целое_ (%32). Открывающееся в свете вспышки поразительно, неопровержимо, но
это только _пространство истины_ (%33). Кроме того, интуицией завладевает
разум, который, как замечает Шри Ауробиндо, _одновременно преуменьшает и
преувеличивает ее значение [it makes at once too little and too much of
it]_ (%33). Преувеличивает потому, что он незаконно обобщает интуицию и
стремится распространить ее открытие на все пространство; преуменьшает
потому, что вместо того, чтобы позволить вспышке интуиции спокойно озарить
и прояснить нашу субстанцию, разум немедленно завладевает ею, покрывает ее
слоем мысли (или, может быть, растворяет ее в живописи, поэзии, математике
или религии) и уже не в состоянии понять ее света, кроме как через
интеллектуальный, художественный или религиозный покров, в который он ее
облачил. Обычному разуму чрезвычайно трудно понять, что откровение может
быть мощным, даже переполняющим, даже тогда, когда 'смысл' его нам
непонятен, и что особенно мощным оно бывает _только_ тогда, когда его не
низводят