что вершина ментальной
интеллектуальности или же утонченного эстетизма не является ни концом
путешествия, ни абсолютной полнотой, ни великим Равновесием между Ним и
Нею, соединившимися вновь. Дух, который медленно пробуждается внутри, - Он
в Ней, - маленькое пламя в центре, - сначала касается маленьких частичек,
молекул, генов, протоплазмы, психологически же он водворяется в
обособленном, ущербном эго; он не обладает хорошим видением, он движется
ощупью в темноте; при этом он 'вовлечен' вдвойне и видит только сквозь
узкую ментальную щель между бездонным подсознательным и гигантским
сверхсознательным. Эта так сказать 'инфантильная' раздробленность,
поскольку она есть прямое наследие детства человечества, и является
причиной всех наших ошибок и страданий. Нет иного 'греха', все наше зло
проистекает из этой узости видения, ложного видения и себя, и мира. Ибо на
самом деле весь мир вплоть до каждой клетки нашего тела - это
_Сат-Чит-Ананда_, Существование-Сознание-Блаженство, мы - это свет и
радость. _Наши чувства по своей способности смогли изобрести лишь тьму. В
действительности же нет ничего, кроме Света, только сила Его пребывает или
выше, или ниже ограниченного диапазона нашего жалкого человеческого
видения_ (%32). Все - это радость: 'Ибо кто поистине мог бы жить, кто мог
бы дышать, если бы не было этого блаженства в пространстве?' - говорят
Упанишады (Тайттирия Упанишада II.7). Это наше несовершенное видение
скрывает от нас _абсолютное счастье в сердце вещей_ (%33), а наши _бледные
чувства_ (%34), еще слишком незрелые, не могут охватить всю эту
безбрежность, ибо Дух в нас еще не полностью раскрыл себя. Путешествие
Агни еще не закончено. Согласно Шри Ауробиндо, человек не есть предельная
точка эволюции, человек - это _переходное существо (%35). Мы говорим об
эволюции Жизни в Материи, об эволюции Разума в Материи; но эволюция - это
слово, которое просто констатирует феномен, не объясняя его. Ведь,
по-видимому, нет никакой причины, вследствие которой Жизнь должна
эволюционировать лишь из материальных элементов, а Разум - только из
живых форм, если не допустить, что Жизнь уже заключена в Материи, а Разум -
в Жизни, потому что Материя в сущности представляет собой форму скрытой
[veiled] Жизни, а Жизнь - это форма завуалированного [veiled] Сознания.
Но тогда не предвидится особых возражений против того, чтобы сделать
следующий шаг в этом ряду и допустить, что и само ментальное сознание
может быть только формой, некой внешней частью более высоких состояний,
лежащих за пределами Разума. В таком случае непобедимое стремление
человека к Богу, Свету, Блаженству, Свободе, Бессмертию вполне оправданно
занимает свое четко определенное место во всей цепочке, а именно это есть
властное стремление, некий императив, с помощью которого Природа старается
эволюционировать за пределы Разума, причем оно представляется таким же
естественным, истинным и обоснованным, как и стремление к Жизни, которым
Природа наделила формы Материи, или же стремление к Разуму, которым она
наделила, в свою очередь, некоторые формы жизни. ... Животное - это живая
лаборатория, в которой Природа, можно сказать, выработала человека.
Человек же сам вполне может стать живой мыслящей лабораторией, в которой с
помощью его, уже теперь сознательного сотрудничества Природа хочет создать
сверхчеловека, бога. Или, может быть, лучше сказать, проявить Бога?_(%36).
Если удастся совершить этот сложный переход, то будет достигнуто великое
Равновесие, мы вступим в некую 'бескрайнюю обитель' (Риг Веда V.68.5); Сила
вновь обретет свое Сознание и перестанет бродить вслепую, а Сознание вновь
обретет всю свою Силу в понимании, в любви, во всем.
Но и риши знали, что путешествие не закончено; они говорили, что _Агни_
'скрывает две свои крайности', что он 'не имеет ни головы, ни ног' (Риг
Веда IV.1.7,11); а мы - это какое-то ущербное племя между сверхсознательным
_Агни_ небес и подсознательным _Агни_ земли, и мы страдаем, мы не знаем
покоя в нашей жалкой юдоли - кто в поисках своих небес, кто - в поисках
своей земли, - не умея объединить то и другое. Среди нас должна родиться
некая новая раса, совершенный Человек, если только мы дадим на это свое
согласие: 'Тки, тки свою основу нерушимую, становись человеческим
существом, создавай божественную расу. ... Вы - пророки Истины, точите
блестящие копья, которыми вы пробьете путь к тому, что Бессмертно; знающие
тайные планы, стройте лестницу, восходя по которой боги достигли
бессмертья' (X.53).