Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

что вершина ментальной

интеллектуальности или же утонченного эстетизма не является ни концом

путешествия, ни абсолютной полнотой, ни великим Равновесием между Ним и

Нею, соединившимися вновь. Дух, который медленно пробуждается внутри, - Он

в Ней, - маленькое пламя в центре, - сначала касается маленьких частичек,

молекул, генов, протоплазмы, психологически же он водворяется в

обособленном, ущербном эго; он не обладает хорошим видением, он движется

ощупью в темноте; при этом он 'вовлечен' вдвойне и видит только сквозь

узкую ментальную щель между бездонным подсознательным и гигантским

сверхсознательным. Эта так сказать 'инфантильная' раздробленность,

поскольку она есть прямое наследие детства человечества, и является

причиной всех наших ошибок и страданий. Нет иного 'греха', все наше зло

проистекает из этой узости видения, ложного видения и себя, и мира. Ибо на

самом деле весь мир вплоть до каждой клетки нашего тела - это

_Сат-Чит-Ананда_, Существование-Сознание-Блаженство, мы - это свет и

радость. _Наши чувства по своей способности смогли изобрести лишь тьму. В

действительности же нет ничего, кроме Света, только сила Его пребывает или

выше, или ниже ограниченного диапазона нашего жалкого человеческого

видения_ (%32). Все - это радость: 'Ибо кто поистине мог бы жить, кто мог

бы дышать, если бы не было этого блаженства в пространстве?' - говорят

Упанишады (Тайттирия Упанишада II.7). Это наше несовершенное видение

скрывает от нас _абсолютное счастье в сердце вещей_ (%33), а наши _бледные

чувства_ (%34), еще слишком незрелые, не могут охватить всю эту

безбрежность, ибо Дух в нас еще не полностью раскрыл себя. Путешествие

Агни еще не закончено. Согласно Шри Ауробиндо, человек не есть предельная

точка эволюции, человек - это _переходное существо (%35). Мы говорим об

эволюции Жизни в Материи, об эволюции Разума в Материи; но эволюция - это

слово, которое просто констатирует феномен, не объясняя его. Ведь,

по-видимому, нет никакой причины, вследствие которой Жизнь должна

эволюционировать лишь из материальных элементов, а Разум - только из

живых форм, если не допустить, что Жизнь уже заключена в Материи, а Разум -

в Жизни, потому что Материя в сущности представляет собой форму скрытой

[veiled] Жизни, а Жизнь - это форма завуалированного [veiled] Сознания.

Но тогда не предвидится особых возражений против того, чтобы сделать

следующий шаг в этом ряду и допустить, что и само ментальное сознание

может быть только формой, некой внешней частью более высоких состояний,

лежащих за пределами Разума. В таком случае непобедимое стремление

человека к Богу, Свету, Блаженству, Свободе, Бессмертию вполне оправданно

занимает свое четко определенное место во всей цепочке, а именно это есть

властное стремление, некий императив, с помощью которого Природа старается

эволюционировать за пределы Разума, причем оно представляется таким же

естественным, истинным и обоснованным, как и стремление к Жизни, которым

Природа наделила формы Материи, или же стремление к Разуму, которым она

наделила, в свою очередь, некоторые формы жизни. ... Животное - это живая

лаборатория, в которой Природа, можно сказать, выработала человека.

Человек же сам вполне может стать живой мыслящей лабораторией, в которой с

помощью его, уже теперь сознательного сотрудничества Природа хочет создать

сверхчеловека, бога. Или, может быть, лучше сказать, проявить Бога?_(%36).

Если удастся совершить этот сложный переход, то будет достигнуто великое

Равновесие, мы вступим в некую 'бескрайнюю обитель' (Риг Веда V.68.5); Сила

вновь обретет свое Сознание и перестанет бродить вслепую, а Сознание вновь

обретет всю свою Силу в понимании, в любви, во всем.

Но и риши знали, что путешествие не закончено; они говорили, что _Агни_

'скрывает две свои крайности', что он 'не имеет ни головы, ни ног' (Риг

Веда IV.1.7,11); а мы - это какое-то ущербное племя между сверхсознательным

_Агни_ небес и подсознательным _Агни_ земли, и мы страдаем, мы не знаем

покоя в нашей жалкой юдоли - кто в поисках своих небес, кто - в поисках

своей земли, - не умея объединить то и другое. Среди нас должна родиться

некая новая раса, совершенный Человек, если только мы дадим на это свое

согласие: 'Тки, тки свою основу нерушимую, становись человеческим

существом, создавай божественную расу. ... Вы - пророки Истины, точите

блестящие копья, которыми вы пробьете путь к тому, что Бессмертно; знающие

тайные планы, стройте лестницу, восходя по которой боги достигли

бессмертья' (X.53).