Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

полюсу Материи, и Материи,

в которой также в вовлеченном состоянии содержится все и из которой оно

эволюционирует вверх к другому полюсу Духа_ (%25).

Без такой инволюции эволюция была бы невозможна, ибо каким образом хотя

бы что-то может возникнуть из ничего? Для того, чтобы имела место

эволюция, нечто должно расти изнутри! _Ничто не может эволюционировать из

Материи, если оно уже не содержится в ней_(%26). Это _Агни_ является

побудителем, двигателем, скрытым в глубинах этого пробуждающегося

оцепенения, это он стоит за эволюционным взрывом форм. Это сама Сила в

поисках Сознания. Она, ищущая Его, ищущая все более и более подходящие

формы для того, чтобы проявить Его. Это Она выходит из своей

бессознательной Ночи и карабкается ощупью в миллионах своих дел и

миллионах видов, стремясь вновь открыть во всем красоту Единственной

утерянной Формы, открывать и открывать Радость, бывшую когда-то единой,

_блаженство в миллионах тел_ (%27), а не пустой экстаз. Если у нас есть

'ухо ушей', о котором говорят Веды, то, наверное, мы можем повсюду услышать

Ночь, взывающую к Свету, замурованное Сознание, взывающее к Радости,

_глубинный духовный вопль во всем существующем [the deep spiritual cry in

all that is]_ (%28) - это то, что прорывается из глубины, Огонь внутри,

пламя в Материи, пламя Жизни, пламя в нашем Разуме, пламя в нашей душе.

Именно этим Огнем должны мы овладеть, это _та самая_ нить, рычаг, скрытый

эволюционный ускоритель, душа и пламя мира. Если бы этот мир был создан из

какого-то безжизненного и инертного материала, то он никогда бы и не стал

чем-то иным; если бы душа уже не находилась в Материи, то она никогда бы и

не появилась в человеке: _Но что же стоит за внешними феноменами? Что

представляет собою эта видимая мистерия? И мы видим, что это когда-то

потерявшее себя и вновь себя обретающее Сознание выбирается из своего

глубочайшего забытья, выбирается медленно, болезненно, в форме жизни,

которая учится просто ощущать, причем сначала смутно, несовершенно, затем

полностью, и, наконец, в итоге этой борьбы, преодолевая порог только лишь

ощущений для того, чтобы стать божественно самосознательной, свободной,

бесконечной, бессмертной_ (%29).

И так до тех пор, пока Она не придет к человеку, к своему сознательному

орудию, в котором, с помощью которого и посредством которого Она сможет

вновь обрести Его: _Все наше человеческое - это место сознательной встречи

конечного и бесконечного, а расти все больше и больше к Бесконечному даже в

этом физическом рождении - это наша привилегия_ (%30). Когда _Агни_

достигает человеческой стадии своего путешествия, совершается нечто

совершенно особое. На предыдущих стадиях эволюционное пламя, по-видимому,

убывает само по себе, как только среда следующего этапа обретает полную

устойчивость. Кажется, что изобилие растительной жизни идет на убыль,

когда в жизни прочно утверждаются животные виды; подобным же образом

многообразие животной жизни как бы убывает, когда в эволюции окончательно

упрочивается человечество, - похоже, что Природа не создала ни одного

нового животного или растительного вида с тех пор, как человек занял место

на вершине эволюции. Иными словами, виды становятся постоянными; достигнув

определенного уровня совершенства, каждый по-своему, они остаются

неизменными. Однако в человеке эволюционное напряжение не спадает, хотя

этот вид является прочно установившимся в эволюции. Он не завершен, не

удовлетворен, как другие виды, не обладает покоем и радостью от

достигнутого равновесия: _Человек является ненормальным, не нашедшим своей

так сказать 'нормальности' - он может думать, что нашел ее, может казаться,

что он нормален в своем роде, но нормальность эта - лишь некий временный

порядок; следовательно, хотя человек и более велик, чем растение или

животное, он не является по своей природе совершенным, подобно растению и

животному_ (%31).

Не стоит сожалеть об этом несовершенстве, - говорит Шри Ауробиндо, -

наоборот, это _привилегия и обещание_ (%31). Если бы мы были совершенны и

гармоничны при существующем порядке вещей, безгрешны, безупречны, то мы бы

уже были постоянным видом, подобно земноводным и моллюскам. Но в нас,

подчиненных великой космической Игре, сила еще не полностью нашла свое

сознание, природа наша не обрела своего духа; Она не нашла Его - был ли

когда-нибудь удовлетворен Платон, обрел ли покой Микеланджело? 'Однажды

вечером я посадил Красоту к себе на колени. - И нашел ее горькой', -

сетовал Рембо. Это тоже признак того,