полюсу Материи, и Материи,
в которой также в вовлеченном состоянии содержится все и из которой оно
эволюционирует вверх к другому полюсу Духа_ (%25).
Без такой инволюции эволюция была бы невозможна, ибо каким образом хотя
бы что-то может возникнуть из ничего? Для того, чтобы имела место
эволюция, нечто должно расти изнутри! _Ничто не может эволюционировать из
Материи, если оно уже не содержится в ней_(%26). Это _Агни_ является
побудителем, двигателем, скрытым в глубинах этого пробуждающегося
оцепенения, это он стоит за эволюционным взрывом форм. Это сама Сила в
поисках Сознания. Она, ищущая Его, ищущая все более и более подходящие
формы для того, чтобы проявить Его. Это Она выходит из своей
бессознательной Ночи и карабкается ощупью в миллионах своих дел и
миллионах видов, стремясь вновь открыть во всем красоту Единственной
утерянной Формы, открывать и открывать Радость, бывшую когда-то единой,
_блаженство в миллионах тел_ (%27), а не пустой экстаз. Если у нас есть
'ухо ушей', о котором говорят Веды, то, наверное, мы можем повсюду услышать
Ночь, взывающую к Свету, замурованное Сознание, взывающее к Радости,
_глубинный духовный вопль во всем существующем [the deep spiritual cry in
all that is]_ (%28) - это то, что прорывается из глубины, Огонь внутри,
пламя в Материи, пламя Жизни, пламя в нашем Разуме, пламя в нашей душе.
Именно этим Огнем должны мы овладеть, это _та самая_ нить, рычаг, скрытый
эволюционный ускоритель, душа и пламя мира. Если бы этот мир был создан из
какого-то безжизненного и инертного материала, то он никогда бы и не стал
чем-то иным; если бы душа уже не находилась в Материи, то она никогда бы и
не появилась в человеке: _Но что же стоит за внешними феноменами? Что
представляет собою эта видимая мистерия? И мы видим, что это когда-то
потерявшее себя и вновь себя обретающее Сознание выбирается из своего
глубочайшего забытья, выбирается медленно, болезненно, в форме жизни,
которая учится просто ощущать, причем сначала смутно, несовершенно, затем
полностью, и, наконец, в итоге этой борьбы, преодолевая порог только лишь
ощущений для того, чтобы стать божественно самосознательной, свободной,
бесконечной, бессмертной_ (%29).
И так до тех пор, пока Она не придет к человеку, к своему сознательному
орудию, в котором, с помощью которого и посредством которого Она сможет
вновь обрести Его: _Все наше человеческое - это место сознательной встречи
конечного и бесконечного, а расти все больше и больше к Бесконечному даже в
этом физическом рождении - это наша привилегия_ (%30). Когда _Агни_
достигает человеческой стадии своего путешествия, совершается нечто
совершенно особое. На предыдущих стадиях эволюционное пламя, по-видимому,
убывает само по себе, как только среда следующего этапа обретает полную
устойчивость. Кажется, что изобилие растительной жизни идет на убыль,
когда в жизни прочно утверждаются животные виды; подобным же образом
многообразие животной жизни как бы убывает, когда в эволюции окончательно
упрочивается человечество, - похоже, что Природа не создала ни одного
нового животного или растительного вида с тех пор, как человек занял место
на вершине эволюции. Иными словами, виды становятся постоянными; достигнув
определенного уровня совершенства, каждый по-своему, они остаются
неизменными. Однако в человеке эволюционное напряжение не спадает, хотя
этот вид является прочно установившимся в эволюции. Он не завершен, не
удовлетворен, как другие виды, не обладает покоем и радостью от
достигнутого равновесия: _Человек является ненормальным, не нашедшим своей
так сказать 'нормальности' - он может думать, что нашел ее, может казаться,
что он нормален в своем роде, но нормальность эта - лишь некий временный
порядок; следовательно, хотя человек и более велик, чем растение или
животное, он не является по своей природе совершенным, подобно растению и
животному_ (%31).
Не стоит сожалеть об этом несовершенстве, - говорит Шри Ауробиндо, -
наоборот, это _привилегия и обещание_ (%31). Если бы мы были совершенны и
гармоничны при существующем порядке вещей, безгрешны, безупречны, то мы бы
уже были постоянным видом, подобно земноводным и моллюскам. Но в нас,
подчиненных великой космической Игре, сила еще не полностью нашла свое
сознание, природа наша не обрела своего духа; Она не нашла Его - был ли
когда-нибудь удовлетворен Платон, обрел ли покой Микеланджело? 'Однажды
вечером я посадил Красоту к себе на колени. - И нашел ее горькой', -
сетовал Рембо. Это тоже признак того,