Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

Шри Ауробиндо задолго до того, как встретила его на

физическом плане, и прибыла в Пондишери с тем, чтобы присоединиться к нему.

_В возрасте между одиннадцатью и тринадцатью годами, - говорила Мать, - у

меня было несколько психических и духовных переживаний, которые открыли мне

не только существование Бога, но и то, что человеку дано полностью обрести

Его в сознании и действии и проявить Его на земле в божественной жизни. Это

откровение, как и практические рекомендации для достижения такой цели, были

даны мне во время сна моего тела несколькими учителями, некоторых из них я

встретила позже на физическом плане. С течением времени, в ходе моего

внутреннего и внешнего развития, психическая и духовная связь с одним из

этих существ становилась все более ясной и соджержательной. ... В тот

момент, когда я увидела Шри Ауробиндо, я осознала, что он пришел на землю

для исполнения именно этой работы и что именно с ним мне предстояло

работать._ 'Трансформация' началась. В 1926 г., когда Шри Ауробиндо ушел в

полное уединение, Мать взяла на себя все заботы, связанные с деятельностью

Ашрама, и она же продолжила Работу после его ухода в 1950 г. _Сознание

Матери и мое сознание - это одно и то же_ (%16). Чрезвычайно символично,

что живой синтез между Востоком и Западом в лице Шри Ауробиндо достиг

кульминации в результате этой встречи Востока и Запада, и представляется,

таким образом, что мир может быть завершен лишь соединением этих двух

полюсов существования - Сознания и Силы, Духа и Земли, Его и Ее.

Контуры эволюции

Все мы раньше или позже должны будем присоединиться к работе по

трансформации, которую начали Шри Ауробиндо и Мать, - потому что это наше

эволюционное будущее. Если мы хотим понять, что собою представляет этот

процесс, его сложности и шансы на провал или успех, то для начала мы должны

понять смысл нашей эволюции с тем, чтобы по возможности принимать в ней

активное участие, а не дожидаться, пока века, тысячелетия после бесконечных

зигзагов не закончат свое дело. Шри Ауробиндо отнюдь не имеет в виду

конструирование теорий и схем, его видение эволюции основывается на опыте и

только на опыте. И если он попытался выразить свое видение так, что это

может показаться нам набором неких теоретических формул, - а все потому,

что мы не имеем (пока) опыта, - то сделал он это вовсе не для того, чтобы

добавить еще одну идею к миллионам идей-сил, действующих в мире, но для

того, чтобы помочь овладеть нам так сказать 'рычагом' нашего собственного

динамизма и ускорить эволюционный процесс. И нет сомнений, что нынешнее

состояние человечества таково, что медлить здесь просто нельзя.

Рычагом этим является _Агни_ - сознание-сила, и вся эволюция может быть

описана как некое путешествие Агни в четырех движениях - инволюции,

деволюции, инволюции. эволюции - путешествие, исходящее из вечного Центра и

в то же время в Нем и пребывающее. Это четвертичное движение - на самом

деле Он сам. Все есть Он. _Он сам - игра, Он сам - игрок, Он сам - игровая

площадка_ (%17). Он - вне времени и пространства, чистое Бытие, чистое

Сознание, Великое белое Безмолвие, все здесь пребывает целиком и полностью,

но еще бесформенное, пребывает в состоянии _инволюции_. И вот Он

осуществляет самостановление: Сила отделяется от Сознания, Она - от Него, и

начинается путешествие Агни:

_...рассеянная в неизведанных глубинах, ее лучащаяся улыбка

Огнем зажгла безмолвие миров.

(...scattered on sealed depths, her luminous smile

Kindled to fire the silence of the worlds._) (%18)

В порыве радости Она бросается прочь от Него для того, чтобы играя вновь

обрести Его во времени - Он и Она, двое в едином. _Итак, что же собою

представляло начало всей материи? Существование, которое множилось ради

одного только восторга бытия и погружалось в формы, которым несть числа,

дабы обретать и обретать себя до бесконечности_ (%19). Но это начало -

начало вечное, оно полагает себя отнюдь не во Времени. Когда мы говорим

'сначала' Вечное, 'затем' - Становление, мы снова становимся пленниками

иллюзии нашего пространственно-временного языка - точно так же, когда мы

употребляем термины 'высокое' и 'низкое'. Наш язык ложен, как и наше

видение мира. В действительности Бытие и Становление, Он и Она - это две

_одновременных_ ипостаси одного и того же вечного ФАКТА - вселенная есть

вечный феномен, такой же вечный, как и вневременное Безмолвие: _В начале,

говорят, было Вечное, Бесконечное, Единое. В середине, говорят, находится

конечное,