Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

слабым и т.д. и т.д. в уме

одного, чем в уме другого. Также в человеке присутствует действующая или

потенциальная энергия разума, у каждого своя, и эта энергия разума по своей

восприимчивости мысли может быть светящейся или темной, саттвичной (ясной,

спокойной), раджасичной (страстной) или тамасичной (инертной), отсюда и

проистекают различия_ (%10). Шри Ауробиндо добавляет: _Интеллект - это до

нелепости сверхдеятельная часть природы; он всегда думает, что ничего

нельзя хорошо сделать, если он не вмешается, и поэтому он инстинктивно

смешивается с вдохновением, половину его или большую часть блокирует и

работает заменяя собственными низшими, утомительными произведениями

истинные речь и ритм, которые должны были прийти. Поэт трудится в муках для

того, чтобы найти одно истинное слово, верный ритм, нистоящую божественную

субстанцию того, о чем он должен сказать, и во все это время оно ожидает на

заднем плане, завершенное и готовое_ (%11). Но ведь усилие помогает, вновь

протестует ученик, и вдохновение приходит в результате подхлестывания,

пришпоривания мозга: _Именно! Когда вы что-то получаете, то это происходит

не в результате подхлестывания, умственных толчков и ударов, но потому, что

вдохновение проскальзывает в момент между поднятием и опусканием молота и

входит под прикрытием ужасного шума_ (%12). После того, как Шри Ауробиндо

написал столько книг для своих учеников, он говорил, что на самом деле

единственным назначением книг и философий является не просвещение ума, а

его успокоение с тем, чтобы он мог, перейдя к опыту, получать

непосредственное вдохновение. Он сделал следующее заключение по поводу

положения разума на эфолюционной шкале: _Разум - это неуклюжая интерлюдия

между широким и точным подсознательным действием Природы и еще более

широким непогрешимым действием Божественного. Нет ничего, доступного уму,

чего нельзя было бы сделать лучше при полной неподвижности ума и в

безмолвии, свободном от мысли_ (%13).

По прошествии шести лет, в 1920 г., Шри Ауробиндо почувствовал, что на

сегодня он сказал достаточно. Работа в 'Арье' завершилась. Остальную часть

его сочинений почти полностью составляют письма - тысячи и тысячи писем,

содержащие все практические указания, касающиеся йогических опытов,

трудностей и прогресса, и, наконец, самое главное его сочинение, гениальный

эпос (28813 строк) 'Савитри', который Шри Ауробиндо будет писать и

переписывать в течение тридцати лет; эпос этот подобен пятой Веде, это

живое послание, в котором он говорит о переживаниях в высших и низших

мирах, о своих сражениях в Подсознательном и Бессознательном, о всей

оккультной истории эволюции на Земле и во вселенной и о своем видении

будущего.

_И знаками души своей все во вселенной постигая,

Он письмена явлений внешних читал из внутренней их сути.

(Interpreting, the universe by soul signs

He read from within the text of the without._) (%14)

Мать

Шри Ауробиндо пришел на землю не только для того, чтобы писать, - он

должен был делать дела. Издание 'Арьи' он прекратил в 1920 г., когда в

Пондишери приехала Мать. *)

*) Встреча Шри Ауробиндо и Матери произошла раньше - 29 марта 1914 г.

24 апреля 1920 г. - это день, когда Мать приехала в Пондишери для того,

чтобы посвятить всю жизнь Шри Ауробиндо и той титанической работе, которая

им предстояла. С этого дня и до самого своего ухода 17 ноября 1973 г. Мать

не покинет Пондишери (прим.пер.).

--

_Когда я прибыл в Пондишери, - говорил как-то Шри Ауробиндо своим первым

ученикам, - программа для моей садханы [дисциплины] диктовалась мне

изнутри. Я следовал ей и продвигался сам, но не мог оказать какой-нибудь

значительной помощи другим. Затем приехала Мать, и с ее помощью я нашел

необходимый метод_ (%15).

Трудно говорить о Матери - наверное, потому, что любое описание такой

личности, как она, слишком статично - она была Силой в движении. Все, что

произошло вчера, все, что было сказано, сделано или пережито даже вчера

вечером, представлялось ей уже старым и неинтересным. Она всегда была

впереди, на острие. Она была рождена для того, чтобы _разрушать

препятствия_, как Савитри. Поэтому вряд ли имеет смысл заключать ее жизнь и

деятельность в рамки краткой описательной биографии. Приведем лишь самые

необходимые для нашего повествования факты. Родилась она в Париже 21

февраля 1878 г.; она, как и Шри Ауробиндо, имела супраментальное видение.

Поэтому не удивительно, что, обладая таким сознанием, она знала о

существовании