- это лишь более или менее
адекватные ее транскрипции. И чем выше мы восходим, тем чище, лучезарнее,
шире и мощнее становится вибрация. Когда Рембо говорит
[см. рисунок rembo2.gif], *)
*) Дословно:
О времена, о замки!
Чья душа без недостатка?
В пер. Н. Яковлевой:
О замки, о смена времен!
Недостатков кто не лишен?
'Одно лето в аду. Бред II.' (Там же. С. 174).
--
то вибрация почти ощутима - настолько ярко выражено ее присутствие. Но,
очевидно, это не озаренная вибрация [не вибрация озаренного разума]: она
исходит не из источника, находящегося выше головы, а из сердца - и это
никак не связано со смыслом строк: слова - это только облачение вибрации. А
вот строка из Малларме идет прямо из озаренного разума:
Le transparent glacier des vols qui n'ont pas fui! *)
*) Полетов скованных прозрачно-синий лед...
'Лебедь'. Пер. М.А.Волошина (Французские стихи в переводе русских поэтов
XIX-XX вв. 2-е издание. М.,1974.С.515).
--
То, что существенным образом отличает произведения, которые исходят из
этого плана, Шри Ауробиндо называет _светящимся течением_ [luminous sweep],
внезапным потоком света. Эта вибрация не похожа ни на какую другую; она
всегда приносит какой-то толчок и продолжает еще долго вибрировать, как
камертон. Но ей редко удается сохранять свою чистоту на протяжении всего
произведения, ибо ритм произведения повторяет ритм сознания с его подъемами
и падениями, так будет продолжаться до тех пор, пока сознание не
стабилизировано с помощью специальной дисциплины. В 'Пьяном корабле' зримо
присутствует озаренный разум, хотя видно и присутствие витального, а также
обычного ментального сознания; также очевидно и вмешательство
сверхсознательного.
Наряду с красотой озаренного разума нам открываются и его ограничения:
поэзия озаренного разума льется потоками образов и слов откровения (потому
что на этом плане часто открываются способности видения и слышания), чуть
ли не лавиной богатых, пышных, иногда бессвязных образов, как будто
сознание с трудом вмещает в себя такой поток света и такую непривычную
интенсивность: это слишком много для него, это переполняет его. Восторг
часто переходит в возбуждение, и если остальные части существа недостаточно
подготовлены и очищены, то любая из низших частей может завладеть
нисходящими силой и светом и использовать их для собственных целей; очень
многие попадаются в эту ловушку. Когда низшие части существа, в особенности
витальное, завладевают светящимся потоком, они делают его жестким,
'драматизируют' и мучают его - сила еще присутствует, но является уже
подчиненной и при этом становится жесткой, тогда как сущность озаренного
разума - это радость. Здесь мы могли бы назвать имена многих поэтов и
творческих натур. *)
*) Может быть, еще раз следует подчеркнуть, что существует четкое
различие между человеком, который время от времени получает вдохновение и
озарения (и потому они ненадежны), и тем, кто систематически развил свое
сознание и может войти в контакт с любым из выбранных им планов сознания,
оставаться там столько, сколько он пожелает, и получать без всяких
искажений вдохновение и озарения, соответствующие этому плану. В этом и
заключается работа интегральной йоги.
--
Кроме того, субстанция озаренного разума на самом деле не является
прозрачной, она лишь полупрозрачна; свет ее рассеян - как бы чувствуешь,
что истина находится повсюду, но не можешь конкретно ощутить ее - отсюда
частые бессвязность и отклонения. Это только начало нового рождения. Прежде
чем идти выше, необходимо более совершенное очищение и прежде всего -
больший покой, естественное равновесие и безмолвие. Чем выше мы растем в
сознании, тем более необходимым является незыблемое равновесие.
г. Интуитивный Разум
Интуитивный Разум отличается от озаренного своей ясной прозрачностью. Он
подвижен, как ртуть, он легко прыгает по скалам, не отягощенный обувью,
босой, не касаясь поверхности земли. В отличие от высшего разума его не
стесняют ментальные ортопедические подпорки, приковывающие нас к земному
(как будто знание зависит от объема наших тяжеловесных размышлений!).
Знание - это искра, рождающаяся, вспыхивающая из безмолвия. Оно находится
прямо здесь, не выше и не глубже, а прямо перед нашими глазами, ожидая,
когда мы станем немного чище, просветленней - это не столько вопрос нашего
роста, сколько дело устранения с пути множества препятствий. Весной рисовые
поля Индии, спокойные, зеленые, полные