я должен был только записывать на языке интеллекта все, что я
наблюдал и узнавал во время ежедневной практики Йоги, и философия
присутствовала там автоматически. Но ведь это не значит быть философом!_
(%5). Так Шри Ауробиндо стал писателем. Ему было сорок два года.
Характерно, что сам он ничего не решал: 'внешние' обстоятельства подвигнули
его на этот путь.
В течение шести лет без берерыва, до 1920 г., Шри Ауробиндо публикует
почти все свои сочинения - около пяти тысяч страниц. Однако писал он совсем
необычно - не одну книгу за другой, а четыре или даже шесть книг
одновременно и на самые разные темы - такие книги, как _'Жизнь
Божественная'_, его фундаментальный 'философский' труд, в котором
представлено его духовное видение эволюции, _'Синтез Йоги'_, где он
описывает различные стадии и переживания интегральной йоги и исследует все
йогические учения прошлого и настоящего, _'Этюды о Гите'_, где изложена его
философия действия, _'Тайна Вед'_ с исследованием происхождения языка,
_'Идеал человеческого единства'_ и _'Человеческий цикл'_, в которых
оволюция рассматривается с социологической и психологической точек зрения и
исследуются грядущие возможности человеческих коллективов и объединений. Он
нашел
_Единый символ, ключ к символу любому.
(The single sign interpreting every sign._) (%6)
День за днем Шри Ауробиндо спокойно заполнял страницы своих сочинений.
Любой другой был бы утомлен до изнеможения, но он не 'думал' о том, что
писал: _Я не принуждал себя писать, - объясняет он ученику, - я просто
предоставлял высшей Силе работать, и когда она не работала, я не
предпринимал абсолютно никаких усилий. Это в прежние 'интеллектуальные' дни
я пытался иногда форсировать события, но не после того, как я начал
развивать свои способности в поэзии и прозе с помощью Йоги. Позвольте также
напомнить вам, что и когда я писал для 'Арьи', и когда пишу эти письма или
ответы, я никогда не размышляю. ... Я пишу в безмолвии разума и пишу лишь
то, что приходит свыше, причем уже в законченной форме_ (%7). Часто те
ученики, которые были писателями или поэтами, просили его объяснить
йогический процесс литературного творчества. Он объяснял это очень
подробно, зная, что творческая деятельность - это мощное средство
приближения границы сверхсознательного и низведения в Материю светоносных
потенций будущего. Его письма конкретны и поучительны: _Лучший отдых для
мозга, - пишет он в одном из них, - это когда мышление происходит вне тела
и головы (или в пространстве, или же на других уровнях, но именно вне
тела). Во всяком случае, так было у меня; ибо как только это происходило,
тут же наступало чрезвычайное успокоение; с тех пор я чувствую напряжение
тела, но мозговую усталость - никогда_. Подчеркнем, что 'мышление вне тела'
вовсе не является супраментальным феноменом, - это очень простой опыт,
достижимый в начале установления ментального безмолвия. Подлинным методом,
согласно Шри Ауробиндо, является достижение стадии, лишенной всякого
личного усилия, - нужно полностью стушеваться, уйти в тень и просто
позволить потоку войти и пронизать себя: _Есть два способа встать на
Великий Столбовой Путь. Первый - это карабкаться, бороться и совершать
усилия (как пилигрим, который пересекает Индию, простираясь по земле и
измеряя путь своим телом: это путь усилия). И вот однажды вы вдруг
обнаружите, что находитесь на ВСП, притом - когда вы меньше всего ожидаете
этого. Второй способ - это успокаивать ум до тех пор, пока более великий
Разум не заговорит через него (здесь я не говорю о Супраментальном)._ Но
тогда, спрашивает ученик, если это не наш разум думает, если мысли приходят
извне, то почему между мыслями одного человека и другого такая большая
разница? _Прежде всего, - отвечает Шри Ауробиндо, - эти мыслеволны,
мысли-семена, мыслеобразы, или чем бы они ни были, имеют различное значение
и приходят из различных планов сознания. И одна и та же субстанция мысли
может принимать более высокие или более низкие вибрации в зависимости или
от плана сознания, через который входят мысли (т.е. мыслящий разум,
витальный разум, физический разум, подсознательный разум), или от силы
сознания, которая завладевает ими и помещает их в того или иного человека.
Кроме того, в каждом человеке есть некое вещество ума, и приходящая мысль
использует его для того, чтобы придать себе форму или выразить себя (то,
что мы обычно называем транскрипцией), но вещество это бывает более тонким
или более грубым, более сильным или более