говорили о 'тайных словах, о мудрых
пророчествах, которые сообщают свой внутренний смысл лишь провидцу'
(IV.3.16). Поскольку Шри Ауробиндо уже обладал опытом, ему сразу открылось
внутреннее значение Вед, и он начал перевод обширного фрагмента из Риг
Веды, в частности, - прекрасные 'Гимны мистическому Огню'. Поразительно то,
что риши пять или шесть тысяч лет тому назад *)
*) В данном случае приведена нижняя граница датировки Вед, весьма
отличная от принятой в советской индологии (прим.пер.).
--
сумели передать с помощью мантр не только свои собственные переживания и
опыт, но и опыт 'предков', 'отцов людей', как они их называли, - (а те жили
на сколько тысячелетий раньше!) - причем этот опыт воспроизводился из
поколения в поколение без малейшего искажения, без единого пробела,
поскольку эффективность мантры зависит как раз от точности ее произношения.
Здесь перед нами - самая древняя традиция мира в ее первозданном,
нетронутом виде. То, что Шри Ауробиндо вновь открыл тайну начала нашего
человеческого цикла (может быть, прежде были и другие циклы?) в век,
который индийцы называют 'черным', в _Кали-юге_, не лишено значения. Потому
что, если правда, что Дно касается нового слоя, то и мы, должно быть, к
чему-то приближаемся. *)
*) Согласно индийской традиции, каждый цикл имеет четыре периода:
Сатья-юга, век истины (или золотой век), за ним следует век, обладающий
'тремя четвертями истины', Трета-юга, затем век 'половины истины',
Двапара-юга, и, наконец, век, когда исчезает вся истина, Кали-юга, когда
забыт Пароль. После Кали-юги наступает новая Сатья-юга, но между ними
происходит полное разрушение, _пралайя_, когда вселенная 'вновь
поглощается'. Шри Ауробиндо считает, что открытие Суперразума несет новые
возможности изменения такого цикла.
--
Однако неверно отождествлять [опыт] Шри Ауробиндо с откровением Вед.
Каким бы поразительным оно ни было для нас, для него это было только
путевой вехой, подтверждением свершенного. Воскрешать Веды в двадцатом
столетии, как будто они раз и навсегда воплотили в себе всю полноту Истины,
было бы бесполезным занятием, потому что Истина никогда не повторяет себя
дважды. Шри Ауробиндо сам писал об этом в несколько юмористическом тоне:
_Поистине, это поразительное преклонение перед прошлым есть нечто
прекрасное и страшное! В конце концов, Божественное - бесконечно, и
развертывание Истины - это, возможно, бесконечный процесс ... а не
содержимое ореха, которое полностью уже извлечено пророком или мудрецом,
первым расколовшим скорлупу, в то время как остальным ничего уж и не
остается, как релизиозно раскалывать ту же скорлупу снова и снова_ (%4).
Шри Ауробиндо собирался работать не только над индивидуальной реализацией,
подобно риши, но и над реализацией коллективной, причем в условиях, которые
сильно отличались от тех, в которых жили доисторические пастухи. Прежде
всего большую часть времени он должен был посвятить литературной работе,
что, вероятно, в настоящий момент является одним из видимых признаков его
деятельности на коллективном уровне. В 1910 г. в Пондишери приехал
французский писатель Поль Ришар и встретился с Шри Ауробиндо; он был
настолько поражен широтой его взглядов, что в 1914 г. предпринял вторую
поездку туда только для того, чтобы встретиться с ним, и на этот раз
уговорил Шри Ауробиндо изложить свои мысли на бумаге. Так было основано
обозрение на двух языках, французскими выпусками которого заведовал Ришар.
Родилась '_Арья_', или '_Обозрение Великого Синтеза_'. Но грянула война,
Ришар был отозван во Францию, и Шри Ауробиндо остался один и должен был
публиковать каждый месяц шестьдесят четыре страницы на разнообразные
философские темы, хотя он и не был философом: _Ох уж эта философия!
Позвольте сообщить вам по секрету, что я никогда, никогда, никогда не был
философом, хотя и писал философские произведения, - но это совсем другая
история. Я знал весьма мало о философии до того, как стал практиковать Йогу
и приехал в Пондишери, - я был поэтом и политиком, а не философом. Как мне
это удалось и почему? Во-первых, потому, что Поль Ришар предложил мне
сотрудничать в философском обозрении, - а поскольку моя теория такова, что
в соответствии с ней Йогин должен уметь приложить руки к любому делу, то я
не слишком сопротивлялся; затем ему пришлось идти на войну, и он оставил
меня в очень тяжелом положении: каждый месяц я должен был писать шестьдесят
четыре страницы на темы философии, причем совершенно один. Во-вторых,
потому, что