Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

сущности порочна и

является злом, - это заблуждение этического или религиозного разума; и

несмотря на то, что в большинстве случаев, как это может показаться, эта

точка зрения подтверждается, по сути своей - это слепой, даже

иррациональный предрассудок. Как бы ее ни извращали и как бы ею ни

злоупотребляли - как это делают и с Любовью, и со Знанием, - Сила является

божественной и предназначена и здесь тоже для божественного применения.

Шакти - воля, Сила - это движитель миров, и чем бы она ни была -

Знанием-Силой, Любовью-Силой, Жизненной Силой, Силой Действия или Телесной

Силой, - она всегда духовна по своему происхождению и божественна по своему

качеству. Как раз применение этой Силы, которую в Неведении используют

животное, человек или Титан, нужно отбросить и заменить его изначально

присущим ей, великим - даже если оно нам покажется сверхъестественным -

действием, направляемым внутренним сознанием, которое созвучно Бесконечному

и Вечному. Интегральная Йога не может отбросить работу Жизни и

удовлетвориться лишь внутренним опытом; она должна идти внутрь для того,

чтобы изменить внешнее_ (%16). Этот аспект 'силы' или 'мощи' сознания в

Индии представляется в облике вечной Матери. Без Сознания нет Силы, а без

Силы нет созидания, творчества. Он и Она, двое в одном, неразделимы. _Весь

этот огромный мир - это только он и она_ [Nhis whole wide world is only he

and she] (%17). Эволюция - это история о том, как Она вновь открывает Его и

стремится воплотить Его повсюду. Мы не можем исключить одно ради другого:

без Него мы пленники слепой Силы, без Нее - пленники слепящей Пустоты,

напротив, нам нужно объединить их внутри совершенного мира. 'В сплошную

темноту входят те, кто следует Неведению, но как бы в еще более глубокую

темноту - те, кто посвящают себя одному только Знанию', - говорит Иша

Упанишада (9).

Супраментальное - это прежде всего сила, огромная сила. Это

непосредственно сила Духа в Материи. Любое сознание - это сила, и чем выше

мы растем, тем больше наша сила, но при этом мы удаляемся от земли. Таким

образом, если мы захотим применить нашу силу Глобального Разума, например,

к делам этого мира, то нам придется низводить ее через все уровни, и она

должна будет преодолеть детерминированность всех промежуточных уровней,

прежде чем достичь дна, Материи. В конце нисхождения остается лишь

ослабленный и потускневший отблеск Глобального Разума, которому приходится

сражаться со все более тяжелой и упорной детерминированностью. Именно

поэтому последователи духовных учений никогда не могли изменить жизнь. Но

СУпраментальное - это высшая Сознание-Сила в самом сердце Материи без

всяких опосредующих областей. Это 'солнце во тьме' Вед, место

непосредственной встречи Верхи и Низа. Поэтому оно может изменить все. Как

говорила Мать: '_Истинным изменением сознания будет то, которое изменит

физические условия в мире и превратит его в абсолютно новое творение_'.

Давайте сразу же оговоримся, что супраментальная сила не действует ни

посредством чудес, ни насилием, ибо абсурдным является само понятие чуда,

как об этом часто говорил Шри Ауробиндо: _На самом деле такой вещи, как

чудо, не существует_ (%18), есть лишь явления, процесс протекания которых

нам непонятен. А для того, кто видит, есть лишь влияние детерминированности

высшего плана в детерминированность плана низшего. Разум, наверное, кажется

чудом для гусеницы, для детерминизма ее уровня, хотя всем нам известно, что

наши ментальные чудеса подчиняются определенному процессу. То же самое

применимо к Суперразуму; он не нарушает ни одного из существующих законов,

он просто восходит (или углубляется?) на уровень, где они уже не существуют

- примерно в том же смысле, как законы гусеницы не существуют для человека.

Более конкретно: привычное повторение некоторых вибраций, которые как бы

концентрируются вокруг человека, дают ему в конце концов ощущение некой

стабильной структуры; он говорит, что подчиняется 'закону' своей природы.

Но этот так называемый 'закон' является не более неизбежным, чем выбор

одного маршрута на пути домой из множества возможных; это просто вопрос

привычки. То же самое относится ко всему космосу: все наши физические

законы, которые считаются абсолютными, тоже представляют собой концентрацию

определенных привычек, в которых нет ничего абсолютного. Они могут быть

отменены при условии, что человек захочет идти по другому маршруту, - т.е.

изменить сознание. _Обыкновенный закон, - писал Шри Ауробиндо, - означает

просто некое