Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

нас будет швырять туда-сюда, как перышко. Приблизиться к

пониманию того, что собою представляет супраментальное переживание, можно,

вернувшись к самым первым простым переживаниям рассматриваемой йоги, к

самому ее началу. Мы поняли на самом деле довольно быстро, что достаточно

сделать сознательно шаг назад, просто легкое движение внутрь себя, как

выходишь в широкое пространство безмолвия, как будто где-то в глубине

нашего существа есть его часть, которая вечно созерцает великую белизну.

Вовне - суета, страдания и проблемы, но как только мы делаем легкое

движение, погружаясь вовнутрь, мы сразу же оказываемся вне всего (или

внутри?) - на тысячи миль от всего этого, - и ничто нас больше не

беспокоит, мы лежим на мягком снегу. В конце концов это переживание

становится настолько естественным, что мы обретаем способность погружаться

вовнутрь (или вовне?) в гуще самой активной деятельности - на улице, во

время спора, за работой; всего несколько секунд - и более ничего не

существует, только улыбка. Тогда мы начинаем понимать, что такое Мир. Мы

обретаем неприступное убежище везде и при всех обстоятельствах. И мы

начинаем чувствовать все более и более ощутимо, что это Безмолвие находится

не только внутри, в нас, но повсюду, как будто оно представляет собой

основную глубинную субстанцию вселенной, и каждая вещь выделяется на этом

фоне, исходит из него и к нему возвращается. Оно подобно сладостному

роднику в сердце вещей, бархатному покрову, окутывающему все. И оно не

является пустым, это Безмолвие - абсолютная Полнота, но Полнота, не имеющая

в себе ничего или, вернее, содержащая сущность всего, что вообще может быть

как раз за одно мгновение перед тем, как оно обретет существование - его

еще нет, но оно уже полностью здесь, как песня, которая вот-вот будет

спета. В нем (или вне его?) чувствуешь себя как дома, в необычной

безопасности. Это первое отражение Трансцендентного. Еще один шаг - и мы

попросту соскользнем в Нирвану. Ничего больше не существует, только это

Безмолвие. Но в Суперразуме уже нет 'переходов' и 'порогов', которые нужно

пересекать; там не переходишь от Безмолвия к суете, от Внутреннего к

внешнему, от Божественного к небожественному - обе противоположности

сливаются в едином переживании: Безмолвие - вне всего, и Становление -

повсюду. Одно не исключает другого, _одно не может существовать без

другого_. Ведь если бы высшее Безмолвие не содержало бы в себе

противоположности Безмолвия, то оно не было бы бесконечным. А, кроме того,

если бы это Безмолвие не могло, будучи абсолютно свободным, быть полностью

вне того, что кажется его противоположностью, то оно было бы пленником

своей противоположности. Царство Божие - и от мира сего, и не от мира сего.

Весь секрет в том, чтобы соединить два переживания в одно, бесконечное - в

конечном, вневременное - в преходящем и трансцендентное - в имманентном.

Тогда познаешь Мир в действии и Радость при любых обстоятельствах.

_Спокойное, глубокое море, оно смеется в бегущих волнах:

Всеобщее - оно есть все, трансцендентное - ничто.

(A still deep sea, he laughs in rolling waves:

Universal, he is all, - transcendent, none_.) (%13)

Супраментальное сознание воспроизводит мистерию великого, спокойного Света,

который возжелал 'однажды' извне времени взглянуть на себя во времени,

последовательно, с несчетного числа сторон, аспектов, но, оставаясь при

этом единым и целым, полностью оставаясь в самом себе, в неком вечном

мгновении. Единственная цель эволюции - вновь обрести эту полноту сверху и

до самого низа, найти здесь, на земле, в гуще двойственностей и самых

болезненных противоречий высшее Единство, высшую Бесконечность, высшую

радость - _Ананду_. Именно для того, чтобы мы открыли эту тайну, нас тянет

вниз каждый раз, когда мы совершаем шаг наверх.

Супраментальная сила

Последователи духовных учений отрицают силу, как оружие, не достойное

ищущего истину; у Шри Ауробиндо совсем иная позиция. Концепция Силы - Шакти

- один из ключевых моментов его йоги, потому что без силы ничего нельзя

изменить. _Я люблю Бога Огня, а не Бога Мечты!_ [I cherish God the Fire,

not God the Dream!] - восклицает Савитри.

_Огонь - чтобы призвать во Время вечность,

Чтоб с радостью души сравнялась тайна тела.

(A fire to call eternity into Time,

Make body's joy as vivid as the soul's_.) (%15)

_Осуждать Силу (Power), как нечто само по себе неприемлемое и

недостойное исканий, из-за того, что она в своей