сожалеем о прошлом, потому что настоящий момент никогда
не бывает таким, каким он должен быть, ему всегда чего-то не хватает, он
ужасно пуст. Для супраментального сознания каждая вещь в любой момент
является полностью тем, чем она должна быть, и такой, какой она должна
быть. Это неизменное постоянное блаженство. Любая часть, любой кадр
великого космического Фильма содержит все предыдущие картины, да и все те,
что последуют, там нет недостатка ни в перспективах будущего, ни в памяти
прошлого: 'То блаженство, которое в высшей степени широко и полно и не
имеет разрыва', - говорит Риг Веда (V.62.9); это _безущербное Блаженство_
[unwounded Delight] (%11), - говорит Шри Ауробиндо. И это также высшее
совершенство пространства. Мы вечно стремимся к новым вещам и находимся в
поисках новых объектов, потому что всякой вещи недостает всех тех вещей,
которые не содержатся в ней; наши объекты пусты, как и наши мгновения. В то
же время супраментальное сознание ощущает в каждом объекте, в каждой вещи,
которой оно касается, тотальность и бесконечность такую же, как и в
необъятности или совокупности всех возможных объектов: _Абсолют находится
везде ... любое конечное - это бесконечное_ (%12). И возникает чувство
вечно обновляющегося чуда, которое появляется не неожиданно, но приходит с
постоянным открытием этой вечной бесконечности, этого вневременного
Абсолюта в каждом объекте, ограниченном в пространстве, в каждом мгновении,
ограниченном во времени. Это высшая полнота жизни. Наша конечная,
преходящая жизнь, действительно, очень бедна, ужасно недостаточна: нам
приходится или поворачиваться спиной к преходящему с тем, чтобы найти
вечность, или отрекаться от нашей потребности в бесконечном для того, чтобы
пережить конечное, тогда как супраментальная полнота находит бесконечное в
конечном и вневременное - в преходящем. Она спонтанно проживает и каждое
мгновение, каждый объект, и рядом же - необъятность, содержащую все
мгновения и все объекты; это два _одновременных_ способа переживания и
видения _одного и того же_.
Супраменальное сознание имеет не только космический аспект, но и
трансцендентный, причем они не противоречат друг другу. Они не только не
противоречат друг другу, но, более того, их одновременность является ключом
к подлинной жизни. Ибо жизнь является недостаточной не только потому, что
объекты ее пусты, а время - раздроблено, но также и из-за того, что ей не
хватает покоя и непоколебимости. Все религии и духовные учения возникли в
результате этой основной потребности человека обрести неизменную Основу,
убежище покоя, не затрагиваемое всем этим хаосом, неопределенностью и
страданиями мира - нечто, находящееся всегда вне его и защищенное. И вот в
ходе наших исканий мы вырвались вдруг в грандиозное Безмолвие, в
Безбрежность вне этого мира, которую мы назвали Богом, Абсолютом или
Нирваной, - слова не имеют никакого значения - мы достигли великого
Освобождения. Это переживание - самое главное в жизни, это основа ее. Если
мы хоть немного приближаемся к этому великому Безмолвию, все меняется -
появляется Уверенность. Мир, безнадежно утопающий, вдруг обрел опору -
скалу. В жизни все шатко, неопределенно; лишь эта Скала никогда не обманет
нас. Именно поэтому говорится, что царство Божие - не от мира сего. Опыт
Шри Ауробиндо тоже начался с Нирваны, но нашел завершение в полноте этого
мира. И здесь есть некое противоречие, которое является очень важным для
понимания _практической_ тайны истинной жизни.
Разум и даже Глобальный Разум наших пророков в своем роде неизличимо
связаны с противопоставлениями (противопоставлениями внутри Единства): если
Бог наверху, то Он не может быть внизу; если это белое, то оно не может
быть черным. В супраментальном переживании все является сферичным, _это
всегда 'да' и 'нет' в одно и то же время_, - говорила Мать, - два полюса
каждой вещи постоянно сопрягаются внутри одного 'измерения' ('тайные
внутренние пространства', - говорили риши Вед II.4.9). Таким образом,
Трансцендентное не находится где-то вне этого мира; Оно - здесь, везде,
полностью внутри него и полностью вне него одновременно. Точно так же
супраментальное сознание - полностью в мире и полностью вне мира; оно и в
вечном Безмолвии, и в гуще всякой суеты; оно пребывает на непоколебимой
Скале и в то же время присутствует в бурлящем потоке. И именно поэтому оно
может поистине наслаждаться жизнью и быть хозяином жизни, ведь если мы
будем находиться только в гуще потока, то мы не обретем ни покоя, ни
господства;