находились все боги' (Риг Веда IV.1.18).
Сбывается надежда человека, сбывается молитва риши: _Да будут Небеса и
Земля едины_ (%31). Восстанавливается великое Равновесие.
_Небеса в мечтах восторженных о земле совершенной,
А земля в печальных грезах о совершенном небе,
Страхами завороженные, отлучены они, как прежде,
друг от друга.
(Heaven in its rapture dreams of perfect earth,
Earth in its sorrow dreams of perfect heaven...
They are kept their oneness by enchanted fears._) (%32)
И это есть радость - _Ананда_. Она лежит в начале вещей и в конце их и
повсюду, если копнуть поглубже. Это 'источник меда, скрытый в скале' (Риг
Веда II.24.4).
Глава 15. СУПРАМЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
Определить супраментальное сознание в ментальных терминах довольно
сложно, ибо оно не ментально по определению, не подчиняется всем нашим
законам трехмерного пространства и выходит за рамки его перспектив. Правда,
здесь, может быть, само слово вводит нас в заблуждение, потому что это,
скорее, иной тип сознания, чем вершина человеческого сознания. Мы можем
попытаться описать это сознание, различая два аспекта: аспект сознания, или
видения, и аспект силы. Но это означает вновь попасться в ментальную
ловушку, поскольку эти два аспекта неразделимы - сознание _является_ силой,
оно же есть _активное_ видение. Часто, когда Шри Ауробиндо и Мать пытались
передать свои переживания, слова их перекликались на английском и
французском языках: необходим иной язык, _une autre langue, another
language_.
Супраментальное видение
Супраментальное видение - это видение глобальное. Разум вырезает
маленькие фрагменты и противопоставляет их друг другу; Глобальный Разум
объединяет все в едином луче, но луч этот берет начало в одной точке, т.е.
Глобальный Разум видит все со своей особой точки зрения; такое видение
является единым и всеобщим, но при этом исключаются иные точки зрения, или
же происходит их ассимиляция. Супраментальное, или Суперразум, не только
охватывает весь мир вещей и существ единым видением, которое объединяет все
лучи, ничего не противопоставляя друг другу, но видит также и точку зрения
каждой, отдельно взятой вещи, каждого существа, каждой силы - это видение
полное и замкнутое, которое берет свое начало не в какой-то особой точке, а
в мириадах точек:
_Единый и бесконечно множественный взгляд...
(A single innumerable look..._) (%1)
_Супраментальное существо зрит по-иному, с иной точки - не сквозь дебри
фактов и феноменов сиюминутного, но сверху, не извне и не по поверхности
судя, но изнутри, из самой истины сердца всякой вещи_ (%2). Поэтому мы
ничего не сможем понять в Супраментальном, если не будем постоянно помнить
о том, что это - другое измерение. Но мы можем понять, что это есть видение
самой Мудрости, потому что каждая вещь, каждое существо, любая сила на этой
земле выражают некое особое абсолютное свойство, более или менее точно (а
часто совершенно извращенно), но, несмотря на все недостатки и извращения,
каждая вещь подчиняется некому внутреннему закону, который побуждает ее
стремиться к этой главной и уникальной истине своего существа - ведь даже
каждый из листьев одного дерева по-своему уникален. И если бы в основе
каждого из нас не было бы этой абсолютной и уникальной истины, то мы бы
попросту рассыпались. И именно поэтому мы так сильно привязаны к своей
скудости и заблуждениям - мы чувствуем, что за ними присутствует истина,
которая растет, как говорил Шри Ауробиндо, как бы _защищенная_ (%3) этой
самой скудостью и нашими заблуждениями. Если бы нам была дана вся истина
сразу, то мы превратили бы ее в гнома по собственному образу и подобию в
данный момент! Истина не имеет ничего общего с мыслью или хорошими
поступками - хотя они могут быть стадиями на пути - она связана с широтой
существа. Но рост совершается медленно и болезненно. _'Ошибки, заблуждения,
преткновения!' - кричат они. Как блистательны и прекрасны Твои ошибки, о
Господи! Твои заблуждения сохраняют Истину живой; Твоими преткновениями мир
совершенствуется_ (%4). Но разум, который видит лишь наличествующую
поверхность вещей, хотел бы сгладить все острые углы, очистить все, оставив
лишь вакуум, и свести мир к некой однообразной, благонамеренной и
благовоспитанной истине. Он заключает: 'Это хорошо, то - плохо, это - друг,
а это - враг'. Возможно, он хотел бы изъять из мира всех нацистов, или,
например,