ищущий сделает их
основой своей работы. В этом двойстсвенном движении восхождения и
нисхождения заключается основной процесс интегральной йоги: _С каждой
покоренной нами вершины мы должны спуститься для того, чтобы привнести
вниз, в низшее смертное движение ее силу и озарение_ (%8). Такова цена
преображения жизни - в противном случае мы будем просто наслаждаться
поэзией и одухотворенностью на вершинах в то время, как внизу прежняя жизнь
будет плестись своим ходом - через пень колоду. Причем на самом деле
движение нисхождения никогда не совершается произвольным решением разума -
чем меньше разум вмешивается, тем лучше. Да к тому же и непонятно, как
Разум может 'нисходить' сидя за каким-то там письменным столом...
Пробужденная и индивидуализированная сознание-сила - вот что совершает в
нас свою работу, совершает спонтанно. Как только мы входим в контакт с
сознанием и светом определенной напряженности, это автоматически оказывает
давление на всю остальную нашу природу, что вызывает соответствующие
реакции помрачения или сопротивления. Это подобно тому, как если бы в
подводный мир океана ввели слишком большую дозу кислорода: обитатели
глубинных вод начали бы неистово сопротивляться или даже взрывались бы.
Обращение сознания - это действительно нечто странное, это похоже на
переход из освещенной комнаты в _ту же самую_ затемненную комнату, из
комнаты, полной радости, _в ту же самую_ комнату, полную боли, - все
остается тем же, та же напряженность вибрации, даже, может быть, сама
вибрация - все та же, но все это вдруг со знаком минус. И тогда мы видим
почти во всех подробностях, как любовь превращается в ненависть, например,
или чистота - в нечистоту: это то же самое, только наоборот. Но до тех пор,
пока наши психологические состояния являются лишь противоположностями друг
друга, а наше добро - обратной стороной зла (или, может быть, лицевой
стороной зла?), жизнь никогда не будет преображена. Необходимо нечто
радикально иное - иной тип сознания. Всем поэтам и созидательным умам
хорошо известны эти прорывы сознания. Как раз в то время, когда Рембо писал
свои 'Озарения', он побывал в странных областях, поразивших его своими
'ужасами'; ему также пришлось пройти через закон 'темного обращения'. Но
вместо того, чтобы подвергаться этим неконтролируемым переходам из одной
крайности в другую, вместо того чтобы восходить не зная как и нисходить
вопреки своей воле, ищущий будет работать методически, сознательно, никогда
не теряя равновесия, и, самое главное, с растущим доверием Сознанию-Силе,
которая _никогда_ не вызывает сопротивления большего, чем он может
преодолеть, и никогда не открывает света больше, чем он может вынести. По
мере того как мы обретаем опыт, пережив один кризис и дождавшись
следующего, мы постигаем метод работы этой Силы и замечаем, что каждый раз,
когда нам кажется, что мы сходим с восходящей кривой или даже теряем нечто
из достигнутого нами, в конце концов мы обретаем то же достижение, но
ступенькой выше, расширенное и обогащенное той частью, которую прибавило к
нему наше 'падение' - не будь этого 'падения', эту низшую часть никогда
нельзя было бы объединить [интегрировать] в высшей части нашего существа.
На коллективной уровне можно, наверное, говорить о подобном же процессе,
приведшем, с одной стороны, к падению Афин, а с другой - давшем возможность
варварам понять Платона. Процесс интегральной йоги - это не прямая линия,
восходящая все выше и выше к какой-то бесконечно удаленной точке, но, как
говорит Шри Ауробиндо, _спираль_, которая медленно и методически
присоединяет одну за другой все части нашего существа, внутри все более и
более широкого раскрытия на _все более и более глубоком_ основании. Мы
различаем не только метод действия, который стоит за этой Силой, или,
вернее, этой Сознание-Силой, но и регулярные циклы и ритм, которые столь же
определенны, как циклы приливов и отливов или фаз Луны. По мере нашего
продвижения эти циклы включают в себя все больше и больше, а их связь с
самим космическим движением становится все более тесной, пока однажды мы не
увидим в собственных падениях периодические нисхождения земного сознания, а
в наших трудностях - беспокойство, сопротивление, бунт [всей] земли. И в
конце концов окажется, что все настолько тесно взаимосвязано, что в
мельчайших вещах, в самых незначительных событиях повседневной жизни и в
окружающих нас предметах мы сможем читать признаки депрессий, охватывающих
всех людей и заставляющих их восходить внутри все той