Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

будто кто-то другой говорил через него. Я поставил

перед ним тарелку с едой - он просто глядел на нее, затем поел немного,

совершенно механически! Казалось, что он был погружен в себя даже тогда,

когда ел; он медитировал с открытыми глазами' (%1). Лишь много позже из его

трудов и отрывков некоторых разговоров мы сможем восстановить нить его

опыта. Первое, что нам известно в этом отношении, - его случайное

замечание, которое он сделал, обращаясь к одному из учеников. Оно

показывает, что после Алипора он постоянно продвигался по пути к своей

цели: _Ментально в течение пятнадцати дней я был подвержен всем видам

пыток. Картины всех видов страданий прошли перед моим взором_ (%2). Нужно

помнить, что в тех мирах видение [vision] - синоним слова 'опыт'

[переживание - experience]. Таким образом, по мере того, как Шри Ауробиндо

восходил к Глобальному Разуму, его сознание в то же время нисходило вплоть

до того, что мы называем адом.

Это один из первых феноменов, который испытывает на себе и ищущий -

каждый в различной степени. _Эта йога - не для слабых_, - говорит Мать, и

это действительно так. Ибо если первый ощутимый результат йоги Шри

Ауробиндо - это пробуждение новых поэтических или художественных

способностей, то вторым, может быть, даже немедленным, следствием является

безжалостное обнажение всех скрытых, теневых сторон сознания - сначала

индивидуального, а затем и космического. Эта тесная - и странная - связь

между сверхсознательным и подсознательным была, несомненно, отправной

точкой открытий Шри Ауробиндо.

Степени подсознательного

'Подсознание', о котором говорит современная психология, - это только

внешняя пограничная область мира, почти столь же обширного, каким является

Сверхсознательное - со многими уровнями, силами, существами (или

существами-силами, если угодно). Оно представляет собою наше эволюционное

прошлое - и недавнее, и отдаленное - и несет в себе отпечатки нашей

настоящей жизни и всех прошлых жизней - точно так же, как Сверхсознательное

- это наше эволюционное будущее. Она несет в себе все силы, которые

доминировали в нашем эволюционном восхождении от неживой материи к

животному и от животного к человеку; более того, эти 'остатки' продолжают

жить и оказывать на нас влияние. Если на самом деле мы, так сказать, более

'божественны', чем думаем [о себе], благодаря сверхсознательному будущему,

которое притягивает нас, то в нас также и гораздо больше животного, чем мы

себе представляем - из-за подсознательного и бессознательного прошлого,

которое мы тащим за собой. В этой двойственной мистерии кроется ключ ко

всей Тайне. _Достичь небесных сфер не может ни один, минуя недра ада. [None

can reach heaven who has not passed through hell.]_ (%3).

Действительно, можно достичь духовных небес, не имея никакого

представления об этих темных и грязных сферах или узнав об их существовании

в результате какого-то несчастного случая. Но есть небеса и небеса, так же,

как ад и ад (каждый план нашего существа имеет свои 'небеса' и свой 'ад').

Религиозный человек обычно отрекается от своего индивидуального 'я' и таким

образом устраняет проблему подсознательного, покидая его. Ему нужно пройти

только через один порог, который охраняют 'стражи' настолько неприятные,

что становятся понятными 'кошмары' и 'искушения', упоминаемые в

жизнеописаниях святых. Но это лишь один-единственный переход. Достичь тех

небес, к которым он стремился, означает просто покинуть внешнее

существование и погрузиться в экстаз. Как мы уже говорили, цель нашей йоги

- это не терять сознание ни внизу, ни наверху и в особенности - не

закрывать глаза на то, что окружает нас внизу. Интегрально ищущий не создан

ни для абсолютной темноты, ни для слепящего света. Он должен видеть везде,

куда бы он ни шел. Это первое условие достижения контроля. Мы стремимся не

'перейти' в лучшее существование, а преобразовать наше нынешнее

существование.

Как есть несколько ступеней в сверхсознательном, так и в подсознательном

существует несколько уровней или миров - несколько 'темных пещер', как их

называет Риг Веда. На самом деле каждый план нашего существа обладает своим

подсознательным - существует ментальное подсознательное, витальное

подсознательное и физическое подсознательное, переходящее в материальное

Бессознательное. *)

*) По Шри Ауробиндо, различные области психики человека являются

результатом нашего продвижения по эволюционному пути, что представляется

вполне логичным, поскольку именно в Материи и начиная