Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

истинную жизнь здесь, внизу: _Жизнь, а не только

отдаленная безмолвная или возвышенная экстатическая Потусторонняя Жизнь

[Beyond-Life], является полем деятельности нашей Йоги_ (%8). И он понял,

что достижения вершин сознания недостаточно для того, чтобы эту жизнь

преобразовать в жизнь истинную. Мы можем коснуться Глобального Разума,

открыть его радость и беспредельность с ее музыкой сфер, но это не будет

радостью самой жизни, которая не перестает скрипеть свое. _Когда вы

находитесь в сознании высоко наверху, - замечала Мать, - вы обладаете

видением и знанием, но когда вы возвращаетесь вниз, в Материю, то все

уходит, как вода в песок_. Мы послали нашу ракету высоко в духовные небеса,

мы сосредоточили нашу энергию на том, что является в человеке самым

хорошим, не обращая особого внимания на низшие уровни, удовлетворившись

тем, что наша грубая натура дремлет и нарушает наших божественных мечтаний;

но именно поэтому жизнь остается грубой, как и мы сами: _Надеяться на

подлинное изменение человеческой жизни без изменения человеческой природы -

позиция [proposition] нерациональная и недуховная; это значит просить

чего-то неестественного и нереального, некого невозможного чуда_ (%9). Вот

почему наши острова света периодически претерпевают вторжения нашего

собственного внутреннего варварства и наших скрытых раковых опухолей - то

же самое происходило и с другими островами, называвшимися Афинами или

Фивами. Именно поэтому они погибают вновь и вновь, как будто Господь

эволюции каждый раз тычет нас носом в землю, чтобы напомнить нам, что мы

еще не обрели света во всей его полноте, если нашли его только наверху.

Жизнь умирает не потому, что она истощается, исчерпывает себя, а потому,

что она не обрела себя. В течение тысячелетий шли мы по пути восхождения,

покоряя остров за островом, и находили лишь одну половину Тайны, и каждый

раз терпели крах; но, наверное, это происходило не потому, что путь наш

безнадежен и все это - наказание нам за наши 'грехи' или искупление

какой-то сомнительной Ошибки, ведь, может быть, именно здесь, в Материи,

найдем мы вторую половину Тайны. Единственное решение, которое остается

нам, преследуемым Смертью и Несознанием, утомленным страданиями и злом -

это не убегать, но найти в глубинах Смерти и Несознания, в самом сердце Зла

ключ к божественной жизни. Варварство и тьму надо преобразовать здесь

внизу, а не изгонять их за пределы наших островов. После восхождения

сознания - нисхождение. После озарений наверху - радость здесь и

преобразование Материи. _Можно сказать, что когда круг по-настоящему

замкнется и войдут в соприкосновение полярные крайности, когда высочайшее

проявит себя в самом физическом - высшая Реальность в сердце атома, -

переживание [опыт] достигнет своего подлинного завершения. Кажется, -

говорила Мать, - что ничего нельзя понять по-настоящему до тех пор, пока не

поймешь телом_.

Ибо Тайна, которую Шри Ауробиндо назвал Супраментальным, - это не

следующая за Глобальным Разумом ступень, это не сверхразум и не

сверхвосхождение, это новый Знак, не связанный ни с богами, ни с религиями,

но То, от чего зависит само будущее нашей эволюции.

Однажды февральским вечером 1910 г., меньше чем через год после

освобождения Шри Ауробиндо из алипорской тюрьмы, кто-то зашел в редакцию

'Карма-йогина' предупредить Шри Ауробиндо о том, что его вновь собираются

арестовать и сослать на Адаманские острова. Вдруг он услышал Голос, который

отчетливо произнес три слова: _Отправляйся в Шандернагор_. *) Через десять

*) Шандернагор (Чандернагор, Чондронагор) - небольшой анклав в Бенгалии,

принадлежавший в то время Франции.

--

минут Шри Ауробиндо уже сидел в первой встретившейся ему лодке, спускавшейся

вниз по течению Ганга. Это был финал его политической жизни, завершение

интегральной йоги и начало йоги супраментальной.

Глава 14. ТАЙНА

Мы можем попытаться сказать что-нибудь об этой Тайне, но следует

помнить, что эксперимент находится в процессе развития. Шри Ауробиндо начал

его; он открыл Тайну в Шандернагоре в 1910 г. и работал с ней в течение

сорока лет; он посвятил этому свою жизнь. Этому же посвятила свою жизнь и

Мать.

Шри Ауробиндо никогда не говорил об условиях своего эксперимента и своих

открытий. О себе он всегда говорил необычайно мало - не из-за скрытности, а

просто потому, что 'я' не существовало. 'Было такое ощущение, - сообщает с

наивным удивлением хозяин дома, где жил в Шандернагоре Шри Ауробиндо, - что

когда он говорил, как