Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

не только каждая из его

сил и тенденций стремится к своему абсолюту и потому, естественно, не

успокоится под каким бы то ни было жестким контролем разума; но в каждом

человеке степень, методы и сочетания этих сил и тенденций варьируют,

каждый человек принадлежит не только человечеству, но и Бесконечному в

себе и является поэтому уникальным. Именно в силу того, что это есть

реальность нашего существования, мыслящий разум и разумная воля [the

intellectual reason and the intelligent will] не могут быть полновластными

хозяевами жизни, даже если в настоящее время они и являются нашими высшими

орудиями и могли быть в высшей степени необходимыми и полезными в нашей

эволюции_ (%3).

Но если эволюция, как утверждает Шри Ауробиндо, представляет собой

эволюцию сознания, то мы можем предположить, что человечество не останется

навеки прикованным к настоящему ментальному уровню, его разум станет

озаренным, более и более интуитивным и, может быть, откроется в конце

концов Глобальному Разуму. Можно полагать, что человечество, открывшись

Глобальному Разуму, сможет управлять сложным разнообразием жизни.

Глобальный Разум - это богоподобное сознание, это, действительно, сознание

величайших пророков, известных миру, масса неподвижного света; поэтому

представляется, что в этом всеохватывающем свете все придет в гармонию. Два

факта, к сожалению, противоречат этой надежде. Первый связан с

неравномерным развитием индивидов, а второй - с самой природой Глобального

Разума. Конечно, в сравнении с нашим Глобальный Разум представляется

необычайно могущественным, но это лишь превосходство степени внутри

_одного и того же типа_; это не выход за пределы принципа разума, но только

его пик, вершина. Глобальный Разум может расширить человеческие пределы, но

при этом не произойдет качественного изменения. Он может обожить человека,

но и _непомерно возвеличить_ (%4) [гигантизировать - colossalize] его, как

говорит Шри Ауробиндо; ибо если человек применяет эту новую силу к своему

эго, а не к душе своей, то он станет ницшеанским сверхчеловеком, а не

богом. Мы имеем нужду не в сверхсознании, а в ином сознании. И даже если бы

человек согласился подчиниться душе своей, а не эго, то Глобальный Разум

все равно не изменил бы всеобщей жизни в силу тех же причин, которые

препятствовали в изменении всеобщей жизни Христу и всем великим пророкам:

Глобальный Разум - это не новый принцип сознания, это тот самый принцип,

который руководил нашей эволюцией со времени появления человека; именно из

него вышли все высшие идеи и творческие силы - на протяжении тысячелетий

жили мы под знаком богов, внимая вещаньям когда наших пророков и религий, а

когда - и наших поэтов и творцов. И совершенно очевидно, что ни те, ни

другие не изменили мира, хотя и улучшили его. Можем ли мы сказать, что

жизнь наша стала более приятной, чем жизнь древнего афинянина?

Недостатки Глобального Разума проистекают из нескольких причин.

Во-первых, это принцип разделения. (Ранее мы говорили о том, что сознание

Глобального Разума - это масса постоянного света, оно обладает видением

космической гармонии, космического единства, потому что оно везде видит

свет, как и в самом себе. Однако речь идет здесь не о принципе разделения в

разделении, что свойственно обыкновенному разуму; это принцип разделения в

единстве.) Глобальный Разум ясно видит, что все едино, но в силу самой

структуры своего сознания на деле он не может обойтись без разделения этого

единства: _Он видит все, но видит со своей точки зрения_ (%5). Достаточно

послушать голоса наших пророков, которые кажутся столь противоречивыми,

чтобы убедиться, что каждый из них видел единство, но видел его _со своей

точки зрения_; их сознание подобно лучу прожектора, который проносится

через мир о все охватывает своим лучом, не оставляя тени, но все-таки это

луч, начало которого - в точке. Таким образом, перед нами - целый ряд

переживаний или божественных видений: одни везде видят космическое

Божественное, другие - экстракосмическое Трансцендентное, третьи -

имманентное вездесущее Божественное; или же проповедуют истину безличного

Бога, истину Нирваны, истину Любви, истину Силы, Красоты, Интеллекта -

истины огромного числа мудрецов, сект, церквей и провидцев, передававших

Слово. И все это - божественные истины, переживания абсолютно истинные и

подлинные, но каждое из них - это только один луч тотального света.

Конечно, эти великие пророки достаточно мудры, чтобы распознать истину в

тех формах божественного выражения,