не только каждая из его
сил и тенденций стремится к своему абсолюту и потому, естественно, не
успокоится под каким бы то ни было жестким контролем разума; но в каждом
человеке степень, методы и сочетания этих сил и тенденций варьируют,
каждый человек принадлежит не только человечеству, но и Бесконечному в
себе и является поэтому уникальным. Именно в силу того, что это есть
реальность нашего существования, мыслящий разум и разумная воля [the
intellectual reason and the intelligent will] не могут быть полновластными
хозяевами жизни, даже если в настоящее время они и являются нашими высшими
орудиями и могли быть в высшей степени необходимыми и полезными в нашей
эволюции_ (%3).
Но если эволюция, как утверждает Шри Ауробиндо, представляет собой
эволюцию сознания, то мы можем предположить, что человечество не останется
навеки прикованным к настоящему ментальному уровню, его разум станет
озаренным, более и более интуитивным и, может быть, откроется в конце
концов Глобальному Разуму. Можно полагать, что человечество, открывшись
Глобальному Разуму, сможет управлять сложным разнообразием жизни.
Глобальный Разум - это богоподобное сознание, это, действительно, сознание
величайших пророков, известных миру, масса неподвижного света; поэтому
представляется, что в этом всеохватывающем свете все придет в гармонию. Два
факта, к сожалению, противоречат этой надежде. Первый связан с
неравномерным развитием индивидов, а второй - с самой природой Глобального
Разума. Конечно, в сравнении с нашим Глобальный Разум представляется
необычайно могущественным, но это лишь превосходство степени внутри
_одного и того же типа_; это не выход за пределы принципа разума, но только
его пик, вершина. Глобальный Разум может расширить человеческие пределы, но
при этом не произойдет качественного изменения. Он может обожить человека,
но и _непомерно возвеличить_ (%4) [гигантизировать - colossalize] его, как
говорит Шри Ауробиндо; ибо если человек применяет эту новую силу к своему
эго, а не к душе своей, то он станет ницшеанским сверхчеловеком, а не
богом. Мы имеем нужду не в сверхсознании, а в ином сознании. И даже если бы
человек согласился подчиниться душе своей, а не эго, то Глобальный Разум
все равно не изменил бы всеобщей жизни в силу тех же причин, которые
препятствовали в изменении всеобщей жизни Христу и всем великим пророкам:
Глобальный Разум - это не новый принцип сознания, это тот самый принцип,
который руководил нашей эволюцией со времени появления человека; именно из
него вышли все высшие идеи и творческие силы - на протяжении тысячелетий
жили мы под знаком богов, внимая вещаньям когда наших пророков и религий, а
когда - и наших поэтов и творцов. И совершенно очевидно, что ни те, ни
другие не изменили мира, хотя и улучшили его. Можем ли мы сказать, что
жизнь наша стала более приятной, чем жизнь древнего афинянина?
Недостатки Глобального Разума проистекают из нескольких причин.
Во-первых, это принцип разделения. (Ранее мы говорили о том, что сознание
Глобального Разума - это масса постоянного света, оно обладает видением
космической гармонии, космического единства, потому что оно везде видит
свет, как и в самом себе. Однако речь идет здесь не о принципе разделения в
разделении, что свойственно обыкновенному разуму; это принцип разделения в
единстве.) Глобальный Разум ясно видит, что все едино, но в силу самой
структуры своего сознания на деле он не может обойтись без разделения этого
единства: _Он видит все, но видит со своей точки зрения_ (%5). Достаточно
послушать голоса наших пророков, которые кажутся столь противоречивыми,
чтобы убедиться, что каждый из них видел единство, но видел его _со своей
точки зрения_; их сознание подобно лучу прожектора, который проносится
через мир о все охватывает своим лучом, не оставляя тени, но все-таки это
луч, начало которого - в точке. Таким образом, перед нами - целый ряд
переживаний или божественных видений: одни везде видят космическое
Божественное, другие - экстракосмическое Трансцендентное, третьи -
имманентное вездесущее Божественное; или же проповедуют истину безличного
Бога, истину Нирваны, истину Любви, истину Силы, Красоты, Интеллекта -
истины огромного числа мудрецов, сект, церквей и провидцев, передававших
Слово. И все это - божественные истины, переживания абсолютно истинные и
подлинные, но каждое из них - это только один луч тотального света.
Конечно, эти великие пророки достаточно мудры, чтобы распознать истину в
тех формах божественного выражения,