- более гармоничной. Но не чудеса, а орудия изменяют жизнь.
А в нашем распоряжении есть только одно орудие - Разум; ведь именно идеи
ведут нас к научным открытиям. Поэтому если мы хотим трезво взглянуть на
наше будущее, не поддаваясь обману скоротечных обстоятельств и их видимых
побед - победы праздновались и прежде: и в Фивах, и в Афинах, и в Удджайне,
- то нам необходимо более подробно рассмотреть наше орудие, Разум; ведь
каков Разум, таковым будет и наше будущее. Казалось бы, все - самые
прекрасные идеи, высочайшие творческие планы, чистая любовь - уродуется и
загрязняется в тот момент, когда они соприкасаются с жизнью. Ничто не
приходит к нам чистым. Наш разум создал самые прекрасные системы, но Жизнь
не приемлет их и никогда не принимала. Возьмем хоть теперешнюю цивилизацию
- что осталось от чистого коммунизма через двадцать лет после смерти
Ленина? Что остается от Христа под грудой догм и запретов? Сократ был
отравлен, а Рембо бежал в Абиссинскую пустыню; нам известны судьбы
фурьеристов, исход концепции ненасилия, конец катаров, которых сжигали на
кострах. А история продолжается, по-прежнему кровожадная, подобно Молоху
пожирающая своих детей. Возможно, в настоящее время мы одержали некую
победу после многих неудач, но какова же должна быть та победа, в сравнении
с которой наше теперешнее состояние представляется крахом? - Хронология
побед и поражений? - Жизнь кажется созданной из какой-то непоправимо
искажающей субстанции, в которой все поглощается, как в египетских песках,
в которой все нивелируется, как под некой непреодолимой 'земной
гравитацией'. _Очевидно, - отмечал Шри Ауробиндо, - что Разум не способен
радикально изменить человеческую природу. Вы можете постоянно изменять
человеческие учреждения и установления, изменять до бесконечности, и
все-таки несовершенство пробьет себе дорогу через все ваши учреждения и
установления. ... Должна быть иная сила, которая может не только
противостоять этому притяжению вниз, но и преодолеть его_. (%1)
Но даже если бы наши идеи достигали уровня жизни в своей чистой форме,
то и в этом случае они были бы неспособны создать нечто, отличное от
казарменного порядка - порядка, может быть, святого, удобного и
религиозного, - но все равно порядка, - потому что Разум знает только
системы и стремится заключить все в рамки своих систем. _Разум [the reason]
человека, борющегося с жизнью, становится или эмпиричным, или
доктринерским_ (%2). Он завладевает маленькой частичкой истины,
единственной каплей божественного озарения, и превращает это в закон для
каждого - он постоянно смешивает понятия единства и единообразия. И даже
когда разум способен признать необходимость разнообразия, он не может
воплотить это практически, потому что ему известно лишь то, как надо
обращаться с неменяющимся и конечным, тогда как мир изобилует бесконечным
разнообразием: _Идеи сами по себе - частичны и недостаточны: дело не только
в том, что они побеждают лишь в частностях - если бы их успех был полным,
все равно он был бы обманчив, потому что идеи не представляют собою всей
истины жизни, а потому они не могут полностью и наверняка управлять жизнью
и совершенствовать ее. Жизнь избегает формул и систем, которые изобретает и
накладывает на нее наш разум; она слишком сложна и полна бесконечных
скрытых возможностей, чтобы ее тиранизировал деспотический интеллект
человека. ... Корнем проблемы является то, что в самой основе всей нашей
жизни и существования, внутреннего и внешнего, есть нечто такое, на что
интеллект никогда не сможет наложить свою контролирующую власть - это
Абсолют, Бесконечное. За каждым объектом в жизни находится Абсолютное, и
каждый объект ищет это Абсолютное по-своему; все конечное стремится
выразить бесконечное, которое, как оно (конечно), чувствует, является его
подлинной истиной. Более того, не только каждый класс, каждый тип, любая
тенденция в Природе вынуждены таким образом стремиться своими собственными
путями к своей скрытой истине, но каждый индивид привносит и свои
собственные вариации. То есть существует не только Абсолютное, Бесконечное
в себе, которое обуславливает свое собственное проявление в множестве форм
и тенденций, но и принцип бесконечных потенциальных возможностей и
вариаций, перед которым пасует рефлексирующий интеллект; ибо разум может
успешно справляться лишь с тем, что фиксировано и конечно. В человеке эта
проблема достигает своей кульминации. Ибо не только человечество в целом
не ограничено в своих потенциальных возможностях,