Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

- более гармоничной. Но не чудеса, а орудия изменяют жизнь.

А в нашем распоряжении есть только одно орудие - Разум; ведь именно идеи

ведут нас к научным открытиям. Поэтому если мы хотим трезво взглянуть на

наше будущее, не поддаваясь обману скоротечных обстоятельств и их видимых

побед - победы праздновались и прежде: и в Фивах, и в Афинах, и в Удджайне,

- то нам необходимо более подробно рассмотреть наше орудие, Разум; ведь

каков Разум, таковым будет и наше будущее. Казалось бы, все - самые

прекрасные идеи, высочайшие творческие планы, чистая любовь - уродуется и

загрязняется в тот момент, когда они соприкасаются с жизнью. Ничто не

приходит к нам чистым. Наш разум создал самые прекрасные системы, но Жизнь

не приемлет их и никогда не принимала. Возьмем хоть теперешнюю цивилизацию

- что осталось от чистого коммунизма через двадцать лет после смерти

Ленина? Что остается от Христа под грудой догм и запретов? Сократ был

отравлен, а Рембо бежал в Абиссинскую пустыню; нам известны судьбы

фурьеристов, исход концепции ненасилия, конец катаров, которых сжигали на

кострах. А история продолжается, по-прежнему кровожадная, подобно Молоху

пожирающая своих детей. Возможно, в настоящее время мы одержали некую

победу после многих неудач, но какова же должна быть та победа, в сравнении

с которой наше теперешнее состояние представляется крахом? - Хронология

побед и поражений? - Жизнь кажется созданной из какой-то непоправимо

искажающей субстанции, в которой все поглощается, как в египетских песках,

в которой все нивелируется, как под некой непреодолимой 'земной

гравитацией'. _Очевидно, - отмечал Шри Ауробиндо, - что Разум не способен

радикально изменить человеческую природу. Вы можете постоянно изменять

человеческие учреждения и установления, изменять до бесконечности, и

все-таки несовершенство пробьет себе дорогу через все ваши учреждения и

установления. ... Должна быть иная сила, которая может не только

противостоять этому притяжению вниз, но и преодолеть его_. (%1)

Но даже если бы наши идеи достигали уровня жизни в своей чистой форме,

то и в этом случае они были бы неспособны создать нечто, отличное от

казарменного порядка - порядка, может быть, святого, удобного и

религиозного, - но все равно порядка, - потому что Разум знает только

системы и стремится заключить все в рамки своих систем. _Разум [the reason]

человека, борющегося с жизнью, становится или эмпиричным, или

доктринерским_ (%2). Он завладевает маленькой частичкой истины,

единственной каплей божественного озарения, и превращает это в закон для

каждого - он постоянно смешивает понятия единства и единообразия. И даже

когда разум способен признать необходимость разнообразия, он не может

воплотить это практически, потому что ему известно лишь то, как надо

обращаться с неменяющимся и конечным, тогда как мир изобилует бесконечным

разнообразием: _Идеи сами по себе - частичны и недостаточны: дело не только

в том, что они побеждают лишь в частностях - если бы их успех был полным,

все равно он был бы обманчив, потому что идеи не представляют собою всей

истины жизни, а потому они не могут полностью и наверняка управлять жизнью

и совершенствовать ее. Жизнь избегает формул и систем, которые изобретает и

накладывает на нее наш разум; она слишком сложна и полна бесконечных

скрытых возможностей, чтобы ее тиранизировал деспотический интеллект

человека. ... Корнем проблемы является то, что в самой основе всей нашей

жизни и существования, внутреннего и внешнего, есть нечто такое, на что

интеллект никогда не сможет наложить свою контролирующую власть - это

Абсолют, Бесконечное. За каждым объектом в жизни находится Абсолютное, и

каждый объект ищет это Абсолютное по-своему; все конечное стремится

выразить бесконечное, которое, как оно (конечно), чувствует, является его

подлинной истиной. Более того, не только каждый класс, каждый тип, любая

тенденция в Природе вынуждены таким образом стремиться своими собственными

путями к своей скрытой истине, но каждый индивид привносит и свои

собственные вариации. То есть существует не только Абсолютное, Бесконечное

в себе, которое обуславливает свое собственное проявление в множестве форм

и тенденций, но и принцип бесконечных потенциальных возможностей и

вариаций, перед которым пасует рефлексирующий интеллект; ибо разум может

успешно справляться лишь с тем, что фиксировано и конечно. В человеке эта

проблема достигает своей кульминации. Ибо не только человечество в целом

не ограничено в своих потенциальных возможностях,