в земном.
Этим заканчивается описание восхождения [по пути сознания], которое было
предпринято Шри Ауробиндо в одиночной камере алипорской тюрьмы. Мы привели
лишь бледное человеческое отображение этих высших сфер, ничего не сказав
об их сущности, о том, каким образом существуют эти миры сами по себе, во
всем своем великолепии, независимо от наших несовершенных выражений. Надо
услышать самим, надо _увидеть_!
_Тихие небеса невечернего Света,
Просветленные миры безмолвия цвета фиалки,
Океаны и реки радости Господней
И беспечальные страны под пурпурными солнцами.
(Calm heavens of impershable Light,
Illumined continents of violet peace,
Oceans and rivers of the mirth of God
And griefless countries undeer purple suns.)_ (%40)
5 мая 1909 г., после года заключения, Шри Ауробиндо был оправдан и
освобожден. Своей жизнью он был обязан двум непредвиденным событиям. Один
из заключенных предал его: он донес, что Шри Ауробиндо был лидером
подпольного движения; его показания в суде означали бы смертный приговор
для Шри Ауробиндо, но доносчик был таинственным образом застрелен в своей
камере. Затем пришел день суда; когда все сидели, ожидая вынесения
смертного приговора, адвокат Шри Ауробиндо был внезапно охвачен озарением,
которое распространилось на весь зал и потрясло присяжных: 'Еще долго после
его смерти и ухода слова его будут отзываться вновь и вновь не только в
Индии, но и в самой дальней дали от нее. Поэтому я утверждаю, что человек,
такой, как этот, стоит не только перед барьером этого суда - он стоит перед
Высшим Судом Истории'. Шри Ауробиндо было тридцать семь лет. Его брат
Барин, сидевший на суде в одной с ним клетке, был приговорен к
повешению. *)
*) Этот приговор был позднее заменен пожизненной высылкой на Андаманские
острова.
--
Но Шри Ауробиндо по-прежнему слышал голос: _Помни: никогда не бойся,
отбрось все колебания. Помни, что это Я делаю это, а не ты или кто другой.
Поэтому, как бы ни сгущались тучи, какие бы опасности и страдания, какие бы
трудности или то, что кажется невозможным [whatever impossibilities], ни
встретились тебе, нет ничего невозможного, ничего трудного.
Ибо это Я, кто все совершает_. (%41)
Глава 13. ПОД ЗНАКОМ БОГОВ
Когда Шри Ауробиндо вышел из алипорской тюрьмы, он нашел, что
политическая жизнь страны значительно оскудела из-за казней и массовых
высылок, предпринятых британским правительством. Тем не менее он возобновил
свою работу, начав издавать еженедельник на бенгали и еще один - на
английском; это был журнал 'Карма-йогин', эпиграфом к которому стали
замечательно символичные слова из Гиты - 'Йога - это искусство в
действиях'. Под угрозой нового заключения Шри Ауробиндо опять отстаивал
идеал полной независимости страны и несотрудничества с англичанами, однако
теперь его уже занимала не только судьба Индии, но и судьба всего мира. Он
достиг сознания Глобального Разума, откуда единым взглядом охватываешь
'огромные протяжения пространства и времени', и размышлял теперь о будущем
человека. Что может человек _сделать_?
Он достиг пределов человеческого сознания. Выше, казалось, не было
ничего - только разреженная белизна, годная лишь для существ иных или же
для другого способа существования, но не для легких жителя планеты Земля. И
каким бы ни был сам по себе путь - будь то путь мистика или же более
медленный путь поэта, художника или вообще любой из путей великих творцов -
кажется, что в конце концов сознание одинаково растворяется, исчезает у
некой белой границы, где уничтожается все. 'Некто', кто мог бы служить
связующим мостом, исчезает, в холоде света замирают все вибрации,
прекращаются все пульсации. Раньше или позже человеческое растворяется в
Нечеловеческом, как будто цель всего эволюционного восхождения заключается
лишь в том, чтобы избавиться от человеческой малости, вырасти из нее и
вернуться к Источнику, который нам никогда и не следовало бы покидать. И
даже если допустить, что за пределами Глобального Разума есть некий
неизвестный план сознания, то не будет ли это сознание еще более
разреженным, еще более неуловимым? И чем ближе к Божественному, тем дальше
от земного. Индивид может измениться, но мир остается все тем же. В таком
случае что же собою представляет наше земное будущее, если на самом деле не
существует ничего, кроме этого сознания Глобального Разума?
Все мы надеемся, что с развитием сознания и науки мир станет лучше,
гуманнее, жизнь