нтальный язык
слишком беден, чтобы адекватно их описать; необходим язык пророка или поэта
- 'иной язык' [une autre langue], как говорил Рембо. Шри Ауробиндо сделал
это в 'Савитри', своем поэтическом эпосе, к которому мы отсылаем читателя.
_Миллионы лотосов, качающихся на одном стебле,
Разноцветные и экстатические миры друг за другом
Взбираются к какому-то далекому невидимому прозрению.
(A million lotuses swaying on one stem,
World after coloured and estatic world
Climbs towards some far unseen epiphany.)_ (%24)
Мы скажем лишь о том, что эти планы приносят человеку и как они меняют наше
видение мира, когда мы восходим к ним.
Обычный разум, нам всем известный, видит вещи последовательно, одну за
другой - это, так сказать, 'линейное' видение. Он не может совершить
прыжок, не сделав при этом бреши в своей логике - это ставит его в тупик,
он теряется, и все становится для него несвязным, иррациональным или
туманным. В каждый момент он видит что-то одно и не может видеть больше,
иначе он впадает в противоречие. Если он принимает в поле своего сознания
какую-либо истину или факт, то тем самым он автоматически отрицает все, что
отлично от этой истины или факта - механизм его работы подобен действию
затвора фотоаппарата, который в каждый момент пропускает одно и только одно
изображение. Все, что не относится к его сиюминутному видению - это для
него какие-то Тартарары, утопическая страна заблуждения, лжи или темноты.
Все [у него] охвачено неумолимой системой противоположностей - белое и
черное, истина и ложь, Бог и Сатана. Он движется как осел по дороге,
который видит один пучок травы за другим. Одним словом, обыкновенный разум
вечно дробит время и пространство на мелкие кусочки. Чем ниже спускаешься
по лестнице сознания, тем мельче становятся эти кусочки. Для жука,
например, любой предмет, пересекающий его дорогу, появляется с одной
стороны (например, справа) из будущего, пересекает его линию настоящего и
исчезает с другой стороны (слева) в прошлом; человек, стоящий над жуком,
расставив ноги, то есть находящийся одновременно и справа, и слева от него
- это просто чудо, которое находится вне всякой логики, поскольку если одна
нога человека 'истинна', то другая - 'ложна', что невозможно; значит,
человека не существует - его существование невозможно в пределах логики
жука. Для нас окошко затвора - немного шире; прошлое и будущее находятся
уже не в пространстве справа и слева от нас, а во времени - вчера и завтра;
мы в сравнении с жуком выигрываем в этом измерении - 'время'. Но есть иное,
супраментальное сознание, которое может расширить окошко затвора еще
больше, позволяет выиграть еще больше в этом измерении и встать над вчера и
над завтра. Оно может видеть одновременно настоящее, прошлое и будущее,
белое и черное, истину и так называемую 'ложь', добро и так называемое
'зло', все 'да' и 'нет', ибо все противоположности - это результат
дробления времени на мелкие кусочки. Мы говорим об ошибке, потому что не
видим пока еще того добра, которое она готовит или видимой половиной
которого она является; мы говорим о 'неправде', потому что у нас не было
достаточно времени, чтобы увидеть, как из грязи распускается лотос; мы
говорим о темноте, но наш дневной свет кажется темным тому, кто видит Свет!
Наше заблуждение было необходимым спутником добра; 'нет' было неотделимой
половиной 'да'; белое, черное и все другие цвета радуги были различными
проявлениями единого света, который постепенно обнаруживает себя. Нет
противоречий, есть только дополнения. Вся история восхождения сознания -
это история открытия пути, перехода от линейного и противоречивого сознания
к сознанию глобальному.
И Шри Ауробиндо действительно говорит о 'глобальном сознании'; говоря о
Супраментальном, он употребляет термин 'высшая _полусфера_ сознания',
потому что высшая истина не исключает землю; она является неполной без
своей низшей половины. То, что находится наверху, не исключает того, что
находится внизу, а дополняет его; отсутствие времени - это не
противоположность времени, так же, как руки, которые обнимают, не являются
чем-то противоположным тому, кого они заключают в объятия. Тайна
заключается как раз в том, чтобы найти вечное в преходящем, бесконечное - в
конечном и всеохватывающую полноту вещей - в самой темной частичке. Без
этого, в действительности, невозможно ни обнять что-либо, ни быть обнятым
по-настоящему.
Такое восхождение сознания - это не только победа над