не оставив в конце концов ничего, кроме бога Декарта, единого и
универсального лишь благодаря своей узости. Возможно, мы до сих пор еще
путаем понятия единства и единообразия. Именно в духе этой традиции Шри
Ауробиндо вскоре напишет: _Совершенство интегральной Йоги придет тогда,
когда каждый человек сможет следовать своему собственному пути Йоги,
занимаясь развитием своей природы, направляя ее рост к тому, что
превосходит ее пределы. Ибо свобода - это конечный закон и последнее
свершение_ (%3).
Индиец никогда не спросит: 'Веришь ли ты в Бога?' Этот вопрос показался
бы ему таким же ребяческим, как вопрос 'Веришь ли ты в СО2?' Он просто
скажет: '_Попробуй сам_; если ты будешь делать это, получишь такой
результат; если же сделаешь то, результат будет другим'. Всю
изобретательность, искусность и точность, которые мы прикладываем в течение
последнего столетия или двух к изучению физических явлений, Индия
направляет с не меньшей тщательностью на протяжении четырех или пяти тысяч
лет на исследование явлений внутренней жизни. У народа 'мечтателей' есть
для нас сюрпризы. И если мы хоть немного честны по отношению к себе, то нам
придется признать, что наше изучение внутреннего мира, т.е. психология и
психоанализ, наши знания о человеке находятся еще на эмбриональном уровне -
просто потому, что самопознание требует аскетизма такого же методического и
упорного и порой такого же утомительного, каким является длительное
изучение, требуемое для овладения ядерной физикой. Если мы хотим вступить
на этот путь, то читать книги или собирать клинический материал о всех
неврозах потерявшего равновесие общества недостаточно - _мы должны полностью
посвятить себя пути_. В самом деле, если к изучению внутреннего мира мы
приложим всю ту искренность, тщательность и настойчивость, которые мы
проявляем при чтении наших книг, то мы будем быстро продвигаться и далеко
пойдем. У Запада тоже есть свои сюрпризы. Но для начала он должен избавиться
от своих предубеждений: ведь и Колумбу для того, чтобы начертить карту
Америки, пришлось покинуть Палос! Видимо, стоит напомнить об этих простых
истинах, поскольку Запад, кажется, зажат между двумя видами ложных
построений - между слишком серьезной ложью последователей религий и
духовных учений, которые уже разрешили проблему Бога, заключив его в
несколько непогрешимых параграфов, и более легковесной ложью недоразвитых
оккультистов и разных там 'ясновидящих', которые свели невидимое к образам
больного или помраченного воображения. Индия мудро отсылает нас к прямому
опыту и к экспериментальным методам. В скором времени Шри Ауробиндо
воплотит в жизнь этот фундаментальный урок экспериментальной духовности.
Но каких людей, какой человеческий материал найдет он в неизвестной ему
тогда Индии? Если даже оставить в стороне экзотическую яркость и странные
(для нас) обычаи, которые забавляют, интригуют туристов, все равно в
индийцах останется что-то необычное, странное [e'trange]. Сказать, что это
мягкий, мечтательный, фаталистичный народ, отрешенный от мира - значит
описать следствие, а не причину. 'Странное' - очень точное слово, *)
*) Etrange имеет несколько значений во французском языке, в том числе:
1. чужой, чуждый, незнакомый; 2. необыкновенный, странный. Автор имеет в
виду как раз эту двойственность. Говоря об индийцах, что это странный,
необычный народ, мы выражаем тем самым и более глубинную правду: что они
чужды этому миру, 'не от мира сего' (прим.пер.)
--ибо по своей физической сути, естественно, без малейшей 'мысли' или даже
'веры', индийцы погружены своими корнями глубоко в иные миры, они не
принадлежат только этому миру. И эти миры иные постоянно поднимаются в этих
людях на поверхность - _при малейшем касании рвется завеса_, - замечает Шри
Ауробиндо. Этот физический мир, для нас такой реальный, абсолютный и
уникальный, кажется индийцам лишь одним способом существования среди многих
других, одним из множества видов совокупного существования, одним словом -
маленькой, хаотичной, возбужденной и полной боли границей _на краю
необъятных континентов, которые лежат, неисследованные, по ту ее сторону_
(%4). Эта существенная разница между индийцами и другими народами особенно
ярко проявляется в их искусстве (впрочем, искусство Египта и, вероятно,
Центральной Америки заметно выделяются на общем фоне мировой культуры).
Если мы оставим наши светлые и открытые соборы, стремящиеся ввысь,
символизирующие торжество божественной мысли в человеке, и вдруг окажемся
перед