Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

собой продукт человеческого существования не более, чем море

является результатом деятельности анемона; скорее, наоборот, фронтальный

человек - это продукт деятельности той Необъятности, которая простирается

за ним. _Градации сознания - это всеобщее состояние, не зависящее от точки

зрения субъекта [the outlook of the subjective personality]; скорее, точка

зрения субъекта определяется тем уровнем [grade] сознания, в котором оно

формируется [is organised] в соответствии со своей природой [its typal

nature] или эволюционным уровнем [its evolutionary stage]_ (%21). Но6

естественно, только человеку присуще извращать порядок вещей, помещая себя

в центр мира. Во всяком случае, это вопрос не теории, которую всегда можно

оспорить, а опыта, который может получить каждый. Покидая наше тело и

сознательно входя в эти планы, мы осознаем, что они существуют вне нас

точно так же, как весь мир существует, например, вне Лонг-Айленда; силы,

существа и даже пространства в них не имеют ничего общего с нашим земным

миром - об этом свидетельствуют целые цивилизации, все это подтверждают их

настенные росписи и резьба, позднее - храмы; причем эти цивилизации были,

может быть, менее технически развиты, чем наша, но никак не менее развиты в

интеллектуальном отношении.

Второй важный момент касается сознательных сил и существ, которые

населяют эти планы. Здесь нам нужно четко отличать суеверия и даже

мистификации - результаты нашего 'коллективного' вклада - от истины. Как

всегда, они тесно перемешаны. Здесь ищущему, как никогда, нужно быть

вооруженным _ясной строгостью [простотой] [clear austerity], о которой так

часто говорил Шри Ауробиндо. Он не должен смешивать сверхразум с

отсутствием разума. На практике, когда мы сознательно входим в эти планы -

во сне, в медитации или при произвольной экстериоризации [оставлении тела],

- у нас могут быть видения двух типов: безличные потоки силы, которые могут

быть более или менее светящимися, и существа. Но это два вида одного и того

же явления: _Стена между сознанием и силой, между безличностью и личностью

становится гораздо тоньше, когда выходишь за пределы покрова материи. Если

смотреть на процесс со стороны безличной силы, то видишь силу или энергию

за работой, действующую ради некоторой цели с некоторым результатом, если

же смотреть со стороны существа, то видишь существо, владеющее, управляющее

сознательной силой и использующее ее, или же представителя этой силы,

которого она использует в качестве орудия своего особого действия и

выражения. ... Современная наука установила, что если вы смотрите на

движение энергии, то, с одной стороны, кажется, что это волна, и оно ведет

себя, как волна, с другой же стороны, оно являет собою массу частиц, причем

и волна, и масса частиц действуют своим особым образом. Здесь примерно тот

же принцип_ (%22).

Одни на пути своих поисков никогда не будут видеть существа: но только

светоносные силы; другие будут видеть только существа и никогда - силы; все

зависит от их внутренней предрасположенности, от формы их стремления, от

религиозных, духовных или даже культурных истоков. Именно здесь лежит

начало субъективности, а с ней - всевозможные смешения и предрассудки. Но

субъективность не отрицает самого переживания, она лишь показывает, что

одно и то же можно видеть и передавать по-разному в зависимости от натуры

человека - видели ли когда-нибудь двое художников один и тот же ландшафт

одинаково? По мнению 'специалистов' по естественным и сверхъестественным

явлениям, критерием истины должно быть неизменное содержание опыта, но это

больше похоже на критерий тупой монотонности; многообразие опыта доказывает

лишь то, что имеем дело с _живой_ истиной, а не с жестким куском дерева,

которому подобны наши ментальные и физические истины. Кроме того, эти

сознательные - высокосознательные - силы могут принимать по желанию любое

обличье не для того, чтобы ввести нас в заблуждение, но для того, чтобы

сделать себя доступными сознанию тех, кто открывается им или взывает к ним.

Например, христианский святой, который имеет видение девы Марии, и индус,

которому является Дурга, видят, возможно, одно и то же; они могли войти в

контакт с одним и тем же планом сознания, с одними и теми же силами, но

совершенно ясно, что видение Дурги ничего бы не значило для христианства. А

если бы та же самая сила проявилась бы в своем чистом состоянии, т.е. как

безличная излучающая вибрация, то ее не смог бы воспринять ни поклоняющийся

деве Марии, ни верующий в Дургу;