собой продукт человеческого существования не более, чем море
является результатом деятельности анемона; скорее, наоборот, фронтальный
человек - это продукт деятельности той Необъятности, которая простирается
за ним. _Градации сознания - это всеобщее состояние, не зависящее от точки
зрения субъекта [the outlook of the subjective personality]; скорее, точка
зрения субъекта определяется тем уровнем [grade] сознания, в котором оно
формируется [is organised] в соответствии со своей природой [its typal
nature] или эволюционным уровнем [its evolutionary stage]_ (%21). Но6
естественно, только человеку присуще извращать порядок вещей, помещая себя
в центр мира. Во всяком случае, это вопрос не теории, которую всегда можно
оспорить, а опыта, который может получить каждый. Покидая наше тело и
сознательно входя в эти планы, мы осознаем, что они существуют вне нас
точно так же, как весь мир существует, например, вне Лонг-Айленда; силы,
существа и даже пространства в них не имеют ничего общего с нашим земным
миром - об этом свидетельствуют целые цивилизации, все это подтверждают их
настенные росписи и резьба, позднее - храмы; причем эти цивилизации были,
может быть, менее технически развиты, чем наша, но никак не менее развиты в
интеллектуальном отношении.
Второй важный момент касается сознательных сил и существ, которые
населяют эти планы. Здесь нам нужно четко отличать суеверия и даже
мистификации - результаты нашего 'коллективного' вклада - от истины. Как
всегда, они тесно перемешаны. Здесь ищущему, как никогда, нужно быть
вооруженным _ясной строгостью [простотой] [clear austerity], о которой так
часто говорил Шри Ауробиндо. Он не должен смешивать сверхразум с
отсутствием разума. На практике, когда мы сознательно входим в эти планы -
во сне, в медитации или при произвольной экстериоризации [оставлении тела],
- у нас могут быть видения двух типов: безличные потоки силы, которые могут
быть более или менее светящимися, и существа. Но это два вида одного и того
же явления: _Стена между сознанием и силой, между безличностью и личностью
становится гораздо тоньше, когда выходишь за пределы покрова материи. Если
смотреть на процесс со стороны безличной силы, то видишь силу или энергию
за работой, действующую ради некоторой цели с некоторым результатом, если
же смотреть со стороны существа, то видишь существо, владеющее, управляющее
сознательной силой и использующее ее, или же представителя этой силы,
которого она использует в качестве орудия своего особого действия и
выражения. ... Современная наука установила, что если вы смотрите на
движение энергии, то, с одной стороны, кажется, что это волна, и оно ведет
себя, как волна, с другой же стороны, оно являет собою массу частиц, причем
и волна, и масса частиц действуют своим особым образом. Здесь примерно тот
же принцип_ (%22).
Одни на пути своих поисков никогда не будут видеть существа: но только
светоносные силы; другие будут видеть только существа и никогда - силы; все
зависит от их внутренней предрасположенности, от формы их стремления, от
религиозных, духовных или даже культурных истоков. Именно здесь лежит
начало субъективности, а с ней - всевозможные смешения и предрассудки. Но
субъективность не отрицает самого переживания, она лишь показывает, что
одно и то же можно видеть и передавать по-разному в зависимости от натуры
человека - видели ли когда-нибудь двое художников один и тот же ландшафт
одинаково? По мнению 'специалистов' по естественным и сверхъестественным
явлениям, критерием истины должно быть неизменное содержание опыта, но это
больше похоже на критерий тупой монотонности; многообразие опыта доказывает
лишь то, что имеем дело с _живой_ истиной, а не с жестким куском дерева,
которому подобны наши ментальные и физические истины. Кроме того, эти
сознательные - высокосознательные - силы могут принимать по желанию любое
обличье не для того, чтобы ввести нас в заблуждение, но для того, чтобы
сделать себя доступными сознанию тех, кто открывается им или взывает к ним.
Например, христианский святой, который имеет видение девы Марии, и индус,
которому является Дурга, видят, возможно, одно и то же; они могли войти в
контакт с одним и тем же планом сознания, с одними и теми же силами, но
совершенно ясно, что видение Дурги ничего бы не значило для христианства. А
если бы та же самая сила проявилась бы в своем чистом состоянии, т.е. как
безличная излучающая вибрация, то ее не смог бы воспринять ни поклоняющийся
деве Марии, ни верующий в Дургу;