Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

существа (прим.пер.).

--

становится лишь деталью в обширности существа, его инструментальной частью

... в окончательной реализации установления сознания наверху ему уже

по-настоящему нет возвращения вниз за исключением той его части, которая

может нисходить для того, чтобы работать в теле или на низших планах, в то

время как существо, постоянно находящееся наверху, осуществляет контроль

над всем, что переживается и делается_ (%16).

Экстаз?

Когда мы осуществили такое вознесение, нам нужно систематически

продолжать работу. Ибо первое побуждение сознания - это стремительно

воспарить ввысь, как будто его засасывает вверх, что дает ощущение

бесконечного восхождения, подобное ракетному взлету, которое достигает

высшей точки в своего рода светящейся нирване. Блаженство, которым

сопровождается этот окончательный расцвет (который нам кажется

окончательным), или это растворение, настолько неотразимо, что сама идея

возвращения вниз к промежуточным уровням и еще каких-то там поисков кажется

поистине нелепой - это было бы подобно падению. Наше единственное желание -

это оставаться как можно более неподвижными, чтобы не нарушить этого

восхитительного Покоя. По сути дела, мы даже не замечаем никаких

промежуточных уровней между выходом у макушки головы и слиянием с этим

белым покоем, царящим вверху. Ослепленный, немного похожий на

новорожденного ребенка, который впервые открывает глаза, ищущий неспособен

ничего распознать, все сливается в белизне или голубой белизне, и он теряет

почву под ногами, т.е. впадает в транс, в 'экстаз', как говорят на Западе,

или в _самадхи_, как говорят в Индии. Когда он возвращается оттуда, то

обнаруживает, что абсолютно ничего не изменилось. _В своей спешке достичь

... [ищущий] полагает, что между думающим разумом и Высочайшим нет ничего,

и, закрывая глаза в самадхи, пытается прорваться сквозь все то, что в

действительности находится на промежуточных планах, даже не видя при этом

великих и сияющих царств Духа. Возможно, он достигает своей цели, но лишь

для того, чтобы уснуть в Бесконечном_ (%17).

Естественно, ищущий, в свою очередь, скажет, что это чудесное,

неописуемое, высшее состояние. И он будет прав, но, как заметила Мать, _вы

можете говорить об этом что угодно, потому что вы попросту ничего не

помните. ... Когда вы выходите из своего сознательного существования и

входите в ту часть себя, которая полностью несознательна, или, вернее, в

зону, с которой у вас нет сознательной связи, вы входите в самадхи. ...

Вы находитесь в безличном состоянии, т.е. в состоянии, в котором вы

несознательны; поэтому, естественно, вы ничего не помните, потому что вы

ничего не осознали_. Шри Ауробиндо часто говорил, что экстаз - это просто

высшая форма бессознания. Может оказаться, что то, что мы называем

Трансцендентным, Абсолютным или Высшим, - это не то, что часто описывают

как экстатическое растворение [личности, индивидуального], но просто

предел, который является таковым для нашего _теперешнего_ сознания. Ведь

утверждение 'Здесь кончается мир, а там начинается Трансцендентное'

совершенно абсурдно - будто между ними есть какая-то перегородка или

разрыв. Для пигмея Трансцендентное может начинаться с элементарного

утверждения разума, что сумма букв к+о+т дает в результате слово 'кот', а

на уровне не выше интеллекта весь мир, наверное, исчезает для него. Т.е.

если в действительности разрыв существует, то только в нашем сознании.

Может быть, эволюционировать - это значит как раз исследовать новые богатые

пласты сознания внутри неисчерпаемого Трансцендентного, которое на самом

деле находится не 'в вышине' или еще где-то вне этого мира, а здесь,

повсюду, исследовать все это, постепенно раскрывая себя собственному взору.

Ведь если доисторическое Трансцендентное находилось когда-то над

протоплазмой, затем над амфибией, над шимпанзе и над человеком, то это не

значит, что оно оставило мир протоплазмы для того, чтобы отступить выше,

постоянно стремясь отсоединить себя от жизни - это _мы_ оставили за собой

примитивное бессознательное и продвинулись вперед в вездесущем

Трансцендентном. *)

*) На данной стадии наших поисков вряд ли можно еще что-нибудь сказать

по этому поводу. Необходимо супраментальное переживание, чтобы найти ключ к

разрешению этого ложного противопоставления.

--

Следовательно, вместо того чтобы терять сознание в высшей точке сознания

(или в той точке, которая ищущему кажется высшей) и считать экстаз

признаком прогресса, он должен понять,