существа (прим.пер.).
--
становится лишь деталью в обширности существа, его инструментальной частью
... в окончательной реализации установления сознания наверху ему уже
по-настоящему нет возвращения вниз за исключением той его части, которая
может нисходить для того, чтобы работать в теле или на низших планах, в то
время как существо, постоянно находящееся наверху, осуществляет контроль
над всем, что переживается и делается_ (%16).
Экстаз?
Когда мы осуществили такое вознесение, нам нужно систематически
продолжать работу. Ибо первое побуждение сознания - это стремительно
воспарить ввысь, как будто его засасывает вверх, что дает ощущение
бесконечного восхождения, подобное ракетному взлету, которое достигает
высшей точки в своего рода светящейся нирване. Блаженство, которым
сопровождается этот окончательный расцвет (который нам кажется
окончательным), или это растворение, настолько неотразимо, что сама идея
возвращения вниз к промежуточным уровням и еще каких-то там поисков кажется
поистине нелепой - это было бы подобно падению. Наше единственное желание -
это оставаться как можно более неподвижными, чтобы не нарушить этого
восхитительного Покоя. По сути дела, мы даже не замечаем никаких
промежуточных уровней между выходом у макушки головы и слиянием с этим
белым покоем, царящим вверху. Ослепленный, немного похожий на
новорожденного ребенка, который впервые открывает глаза, ищущий неспособен
ничего распознать, все сливается в белизне или голубой белизне, и он теряет
почву под ногами, т.е. впадает в транс, в 'экстаз', как говорят на Западе,
или в _самадхи_, как говорят в Индии. Когда он возвращается оттуда, то
обнаруживает, что абсолютно ничего не изменилось. _В своей спешке достичь
... [ищущий] полагает, что между думающим разумом и Высочайшим нет ничего,
и, закрывая глаза в самадхи, пытается прорваться сквозь все то, что в
действительности находится на промежуточных планах, даже не видя при этом
великих и сияющих царств Духа. Возможно, он достигает своей цели, но лишь
для того, чтобы уснуть в Бесконечном_ (%17).
Естественно, ищущий, в свою очередь, скажет, что это чудесное,
неописуемое, высшее состояние. И он будет прав, но, как заметила Мать, _вы
можете говорить об этом что угодно, потому что вы попросту ничего не
помните. ... Когда вы выходите из своего сознательного существования и
входите в ту часть себя, которая полностью несознательна, или, вернее, в
зону, с которой у вас нет сознательной связи, вы входите в самадхи. ...
Вы находитесь в безличном состоянии, т.е. в состоянии, в котором вы
несознательны; поэтому, естественно, вы ничего не помните, потому что вы
ничего не осознали_. Шри Ауробиндо часто говорил, что экстаз - это просто
высшая форма бессознания. Может оказаться, что то, что мы называем
Трансцендентным, Абсолютным или Высшим, - это не то, что часто описывают
как экстатическое растворение [личности, индивидуального], но просто
предел, который является таковым для нашего _теперешнего_ сознания. Ведь
утверждение 'Здесь кончается мир, а там начинается Трансцендентное'
совершенно абсурдно - будто между ними есть какая-то перегородка или
разрыв. Для пигмея Трансцендентное может начинаться с элементарного
утверждения разума, что сумма букв к+о+т дает в результате слово 'кот', а
на уровне не выше интеллекта весь мир, наверное, исчезает для него. Т.е.
если в действительности разрыв существует, то только в нашем сознании.
Может быть, эволюционировать - это значит как раз исследовать новые богатые
пласты сознания внутри неисчерпаемого Трансцендентного, которое на самом
деле находится не 'в вышине' или еще где-то вне этого мира, а здесь,
повсюду, исследовать все это, постепенно раскрывая себя собственному взору.
Ведь если доисторическое Трансцендентное находилось когда-то над
протоплазмой, затем над амфибией, над шимпанзе и над человеком, то это не
значит, что оно оставило мир протоплазмы для того, чтобы отступить выше,
постоянно стремясь отсоединить себя от жизни - это _мы_ оставили за собой
примитивное бессознательное и продвинулись вперед в вездесущем
Трансцендентном. *)
*) На данной стадии наших поисков вряд ли можно еще что-нибудь сказать
по этому поводу. Необходимо супраментальное переживание, чтобы найти ключ к
разрешению этого ложного противопоставления.
--
Следовательно, вместо того чтобы терять сознание в высшей точке сознания
(или в той точке, которая ищущему кажется высшей) и считать экстаз
признаком прогресса, он должен понять,