Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

то такого вот стремления, такого однонаправленного и линейного

усилия уже недостаточно; вы должны охватить все и вместить все в своем

сознании_. Отсюда - интегральная йога, или 'полная йога', - _пурна-йога_.

Мы пытались избавиться от индивидуальности для того, чтобы выпорхнуть в

духовные и космические просторы, освободившись, наконец, от этого ужасного

бремени, но без нее мы ничего не сможем сделать для земли, мы не сможем

привнести вниз сокровища свыше: _Есть нечто большее, чем простое

саморазрушение иллюзорной оболочки индивидуальности в Бесконечном_ (%8).

И Шри Ауробиндо приходит у выводу, очень для нас важному: _Подавление

индивидуального вполне может стать подавлением бога в человеке_ (%9).

Второе соображение заслуживает еще большего внимания. Вернемся к

аналогии с ракетой: она может преодолеть земную атмосферу в любой точке;

причем она может достичь цели - например, Солнца - независимо от того,

запустят ли ее с экватора, или, скажем, из Нью-Йорка. Нет никакой

необходимости взбираться на Эверест для того, чтобы установить там

стартовую площадку! Точно так же йогин может добиться реализации

космического сознания в любой части или на любом плане своего существа - в

уме, в сердце или даже в теле - ибо космический Дух - везде, в любой точке

вселенной. Переживание может начаться где угодно, на любом уровне -

посредством концентрации на камне или воробье, на идее или на молитве, на

каком-то ощущении или на том, что люди презрительно называют идолом.

Космическое сознание - это не высшая точка человеческого сознания; чтобы

достичь его, мы не поднимаемся над индивидуальным, а выходим из него. Вряд

ли нужно совершать восхождение в сознании или стать Плотином для того,

чтобы достичь вселенского Духа. Наоборот: чем ниже ментальное развитие

человека, тем доступнее для него такое переживание; у пастуха под звездным

небом или у рыбака из Галилеи есть для этого больше шансов, чем у всех

философов мира вместе взятых. Но тогда какой же смысл в развитии

человеческого сознания, если народный мистицизм оказывается более

эффективным? Нам приходится признать, что или мы находимся на ложном пути,

или же эти мистические уходы не исчерпывают собою всего смысла эволюции.

Если же мы допустим, что эволюционный путь, которым нужно следовать, - это

путь гигантов, которые являли собою вершины развития земного сознания -

Леонардо да Винчи, Бетховена, Александра Великого, Данте, - то мы тут же

должны будем признать, что ни один из этих великих людей не был способен

преобразовать жизнь. Таким образом, вершины развития ума или сердца, как и

вершины космического сознания, не дают нам ключа к разгадке и силе, которая

сможет изменить мир: необходим иной принцип сознания. Но этот новый принцип

сознания должен быть _неразрывно_ связан со всеми остальными принципами,

потому что если эта связь разрывается или теряется индивидуальное, то мы

снова впадаем в космическую или мистическую дисперсию, теряя нашу связь с

землей. Осознание Единства и Трансцендентного - это, несомненно,

необходимая основа любой реализации (создавать что-либо без этого - это все

равно, что строить дом без фундамента), но основа эта должна быть достижима

с сохранением эволюционной непрерывности - это должна быть эволюция, а не

революция. Короче говоря, нам нужно выйти не выходя. Нам нужна не ракета,

которая устремляется к Солнцу и разбивается там, а ракета, которая сможет

загарпунить Солнце высшего сознания и привнести его во все точки земного

сознания: _Конечное знание - это то, которое постигает и принимает Бога во

вселенной так же, как и за пределами вселенной, а интегральная йога - это

та, которая, обретя Трансцендентное, может вернуться во вселенную, не теряя

обретенного и сохраняя способность свободно нисходить и восходить по

великой лестнице существования_ (%10). Это двойное движение восхождения и

нисхождения представляет собою главный принцип, лежащий в основе

супраментального открытия. Но на пути к нему Шри Ауробиндо предстояло

коснуться некой, еще неизвестной пружины, что привело затем к коренным

изменениям.

Восхождение сознания

Недостаточно описать открытие Шри Ауробиндо, мы должны также узнать,

каким образом мы можем сделать его доступным для себя. Но вряд ли можно

начертить диаграмму и сказать: 'Вот - путь', потому что духовное развитие

всегда приспосабливается к природе каждого индивидуума, - и это правильно,

ведь мы изучаем себя, а не иностранный язык; а двух одинаковых натур не

бывает: _Идеал, который я ставлю