или скрытую под поверхностью божественность, свое сознание,
погруженное в собственную силу. В конце концов она узнает себя и
возвращается к своему Источнику - или трансцендентному и нирваническому,
или же космическому - в зависимости от того, каковы ее удел и
предрасположенность. Таким образом, вся эта история - это всего лишь
длительный и трудный переход от Божественному к Божественному через темное
чистилище Материи? Но для чего это чистилище, зачем эта Материя? Для чего
мы когда-то погрузились в нее, неужели же лишь для того, чтобы снова выйти
из нее? Иные говорят, что космическое или нирваническое блаженство в
конечном итоге стоит всех трудностей на пути к нему. Может быть, но в то же
время Земля страдает. Мы можем пребывать в сиянии высшего блаженства, но
здесь, внизу, разрастаются и процветают мучения, болезни и смерть, а наше
космическое сознание и тем более Нирвана ни на йоту не меняют хода земной
эволюции. Иные скажут, что каждый должен делать то же самое, пробуждаться и
выходить из состояния заблуждения - хорошо, но для чего тогда была нужна
эта Земля, если ей нужно просто пробуждаться и выходить из состояния
заблуждения Земли? *)
*) Так в подлиннике (прим.пер.).
--
Мы говорим о 'грехопадении', об Адаме и Еве, о каком-то нелепом первородном
грехе, который разрушил то, что Бог создал совершенным вначале. Но ведь все
есть Бог! Змей-искуситель, если он существовал - это был Бог; Сатана, его
Великолепие и его Дела - это тоже Бог. Нет ничего кроме Него! Тогда неужели
Он был настолько глуп, чтобы пасть не ведая того, настолько беспомощен,
чтобы страдать не желая того, или столь жесток, чтобы играть в заблуждение
только ради забавы - чтобы насладиться тем, как он выйдет из него? И тогда
неужели же Земля - это только ошибка? Ведь если эта Земля не обладает
смыслом для Земли, если страдания мира не несут в себе смысла для мира,
если это только наше временное местонахождение, где мы должны очиститься и
искупить какую-то нелепую ошибку, то тогда никто и ничто - ни высшее
блаженство, ни экстаз в конце пути - никогда не смогут оправдать этот
бесполезный промежуточный эпизод. Богу не нужно было входить в Материю
только для того, чтобы выйти из нее; Богу не нужны были ни Смерть, ни
Страдание, ни Невежество, если это Страдание, эта Смерть и это Невежество
не несут в себе свой собственный смысл, если эта земля и это тело - не
просто орудия очищения или средства чтобы уйти, но в конечном итоге - это
место некой Тайны, которая все преобразует.
_Не стремлюсь я к твоему вечному Дню,
Как и не остерегался Ночи твоей вечной...
Быть рабом твоим на земле, царь, - это больше,
Чем все великолепие свобод на небесах...
Для меня твои небеса слишком далеки от страдающих людей.
Несовершенна радость, не разделенная всеми.
(I climb not to thy everlasting Day,
Even as I have shunned thy eternal Night...
Thy servitudes on earth are greater, king,
Than all the glorius liberties of heaven...
Too far thy heavens for me from suffering men.
Imperfect is the joy not shared by all.)_ (%5)
Теперь, далее, если мы пристальнее взглянем на эту загадку, на центр,
вокруг которого разворачивается вся мистерия, - на душу - то будем
вынуждены признать, что ее, душу, не нужно 'спасать', как принято говорить.
Она вечно свободна, чиста, пребывая навеки спасенной в своем сиянии. Когда
мы входим в душу с широко раскрытыми глазами, мы видим, что она -
божественна, полна необыкновенного света и не затронута всей той грязью,
которая набросана поверх нее. Но зато нужно спасать землю, потому что она
находится под гнетом; нужно спасать жизнь, потому что она умирает. Где то
семя, которое принесет Освобождение? Где та Сила, которая спасет? В чем
состоит подлинное спасение мира? Последователи духовных учений правы,
желая, чтобы мы вкусили высшей летучести души, но правы и материалисты,
которые взбивают Материю, стремясь вырвать из этой уплотненности чудеса. Но
ни те, ни другие не обладают Тайной. Чудеса первых не имеют тела, а у чудес
вторых нет души.
Тело, да, именно тело, которое поначалу казалось лишь темным и косным
орудием освобождения Духа, является, как это ни парадоксально, местом
непознанной полноты и цельности Духа: _То, что кажется Орудиями
[Instrumentals], является ключом к Тайне [a secret], без которого даже сами
Основы [Fundamentals] не смогли бы раскрыть всей своей мистерии [mystery]_
(%6). 'Займись своей Работой', - сказал