Таким образом, и
все совершенство, на которое способен внешний человек, - это только
реализация вечного совершенства Духа внутри него. Мы познаем Божественное и
становимся Божественным потому, что уже являемся им по своей скрытой
природе. Всякое обучение - это раскрытие [revealing - откровение], всякое
становление - это развертывание. Обретение себя - это тайна; самопознание и
растущее сознание - это средство и процесс_ (%22).
В течение тысячелетий нашей эволюции мы отделились от мира и от других
существ. Мы сформировали это, создали из нескольких атомов великого Тела
жесткую форму и провозгласили 'я-мы' против всех остальных, которые,
подобно нам, окостенели под коркой эго. Будучи отделенными, мы уже не могли
видеть ничего, что первоначально было нашим 'я' в великом Материнском
Единстве. Поэтому мы изобрели глаза, руки, органы чувств, ум - чтобы
общаться с тем, что мы исключили из нашего великого Тела, а теперь мы
думаем, что без этих глаз, пальцев или головы мы неспособны познавать. Но
это лишь наша иллюзия, которая возникла в результате отделения. Наше
привычное косвенное познавание [connaissance] покрывает и скрывает от нас
познавание [reconnaissance] непосредственное, без которого наши глаза,
пальцы, голова и даже микроскопы не могли бы воспринимать, понимать или
действовать. Наши глаза - это не орган видения, а орган разделения; *)
*) В оригинале непереводимая игра слов: vision - division; vision -
видение, division - разделение (прим.пер.).
--
когда в нас открывается Глаз Истины, то во всех этих линзах и других
'костылях' нет уже никакой необходимости. Наше эволюционное путешествие -
это медленное отвоевывание того, что мы изгнали, восстановление [prise]
Памяти. Наш прогресс измеряется не количеством наших изобретений, которые
являются лишь искусственными средствами возвращения того, что мы удалили,
но той частью воссоединенного мира, которую мы можем считать самими собой.
И эта радость - _Ананда_ - потому что быть всем, что существует - значит
обладать радостью всего, что существует.
_Блаженство мириад мириад, которые суть одно_.
(The bliss of a myriad myriads who are one.) (%23)
'Откуда придет к нему печаль, как будет он обманут - тот, кто повсюду
видит Единство?' (Иша Упанишада 7).
Глава 12. СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ
Загадка
Итак, тройное изменение сознания отмечает наше земное путешествие:
открытие психического существа, или имманентного Духа, открытие Нирваны,
или трансцендентного Духа, и открытие центрального существа, или
космического Духа. Вероятно, истинное значение троицы Отец-Сын-Святой Дух в
христианской традиции отвечает этим аспектам сознания. Однако наша цель
состоит не в том, чтобы сравнивать один опыт с другим, а в том, чтобы самим
удостовериться в них, выявить их для себя: _Философии и религии спорят о
приоритете того или иного аспекта Бога, и различные Йогины, Риши и Святые
отдают предпочтение той или иной философии или религии. Наша задача - не
обсуждать их, но реализовать и стать ими всеми, не следовать какому-то
одному аспекту, исключая все остальные, но объявить Бога во всех его
аспектах и за их пределами_ (%1) - в этом смысл интегральной йоги. И все же
мы можем сомневаться: не существует ли чего-нибудь за пределами этого
тройного открытия - потому что, какими бы великими ни казались нам его
составные части в момент их переживания, ни одно из них не дает нам того
интегрального завершения, к которому мы стремимся, т.е. не дает, если мы
считаем, что в этом свершении должны участвовать как земля, так и
индивидуум. Открытие психического существа, например, - великое постижение:
мы начинаем осознавать свою божественность; но это открытие ограничено
рамками индивидуума, оно не выходит за пределы стен личности, которые
держат нас в заточении. Открытие центрального существа - это реализация
огромной широты и охвата - мир становится нашим собственным существом - но
при этом мы теряем чувство индивидуальности, потому что это уже не месье
Дюпон сидит в центре космического сознания, наслаждаясь видом, - месье
Дюпона больше нет. Открытие Трансцендентного - величайшая реализация, но
здесь мы теряем и индивидуальность, и мир - не остается ничего, кроме Того,
что вечно находится вне человеческой игры. Теоретически мы можем говорить,
что Отец, Сын и Святой Дух едины, - на словах мы можем говорить все что
угодно, - но на практике, когда мы реализуем эти изменения сознания на
опыте, они оказываются отрезанными друг от