Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

Таким образом, и

все совершенство, на которое способен внешний человек, - это только

реализация вечного совершенства Духа внутри него. Мы познаем Божественное и

становимся Божественным потому, что уже являемся им по своей скрытой

природе. Всякое обучение - это раскрытие [revealing - откровение], всякое

становление - это развертывание. Обретение себя - это тайна; самопознание и

растущее сознание - это средство и процесс_ (%22).

В течение тысячелетий нашей эволюции мы отделились от мира и от других

существ. Мы сформировали это, создали из нескольких атомов великого Тела

жесткую форму и провозгласили 'я-мы' против всех остальных, которые,

подобно нам, окостенели под коркой эго. Будучи отделенными, мы уже не могли

видеть ничего, что первоначально было нашим 'я' в великом Материнском

Единстве. Поэтому мы изобрели глаза, руки, органы чувств, ум - чтобы

общаться с тем, что мы исключили из нашего великого Тела, а теперь мы

думаем, что без этих глаз, пальцев или головы мы неспособны познавать. Но

это лишь наша иллюзия, которая возникла в результате отделения. Наше

привычное косвенное познавание [connaissance] покрывает и скрывает от нас

познавание [reconnaissance] непосредственное, без которого наши глаза,

пальцы, голова и даже микроскопы не могли бы воспринимать, понимать или

действовать. Наши глаза - это не орган видения, а орган разделения; *)

*) В оригинале непереводимая игра слов: vision - division; vision -

видение, division - разделение (прим.пер.).

--

когда в нас открывается Глаз Истины, то во всех этих линзах и других

'костылях' нет уже никакой необходимости. Наше эволюционное путешествие -

это медленное отвоевывание того, что мы изгнали, восстановление [prise]

Памяти. Наш прогресс измеряется не количеством наших изобретений, которые

являются лишь искусственными средствами возвращения того, что мы удалили,

но той частью воссоединенного мира, которую мы можем считать самими собой.

И эта радость - _Ананда_ - потому что быть всем, что существует - значит

обладать радостью всего, что существует.

_Блаженство мириад мириад, которые суть одно_.

(The bliss of a myriad myriads who are one.) (%23)

'Откуда придет к нему печаль, как будет он обманут - тот, кто повсюду

видит Единство?' (Иша Упанишада 7).

Глава 12. СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ

Загадка

Итак, тройное изменение сознания отмечает наше земное путешествие:

открытие психического существа, или имманентного Духа, открытие Нирваны,

или трансцендентного Духа, и открытие центрального существа, или

космического Духа. Вероятно, истинное значение троицы Отец-Сын-Святой Дух в

христианской традиции отвечает этим аспектам сознания. Однако наша цель

состоит не в том, чтобы сравнивать один опыт с другим, а в том, чтобы самим

удостовериться в них, выявить их для себя: _Философии и религии спорят о

приоритете того или иного аспекта Бога, и различные Йогины, Риши и Святые

отдают предпочтение той или иной философии или религии. Наша задача - не

обсуждать их, но реализовать и стать ими всеми, не следовать какому-то

одному аспекту, исключая все остальные, но объявить Бога во всех его

аспектах и за их пределами_ (%1) - в этом смысл интегральной йоги. И все же

мы можем сомневаться: не существует ли чего-нибудь за пределами этого

тройного открытия - потому что, какими бы великими ни казались нам его

составные части в момент их переживания, ни одно из них не дает нам того

интегрального завершения, к которому мы стремимся, т.е. не дает, если мы

считаем, что в этом свершении должны участвовать как земля, так и

индивидуум. Открытие психического существа, например, - великое постижение:

мы начинаем осознавать свою божественность; но это открытие ограничено

рамками индивидуума, оно не выходит за пределы стен личности, которые

держат нас в заточении. Открытие центрального существа - это реализация

огромной широты и охвата - мир становится нашим собственным существом - но

при этом мы теряем чувство индивидуальности, потому что это уже не месье

Дюпон сидит в центре космического сознания, наслаждаясь видом, - месье

Дюпона больше нет. Открытие Трансцендентного - величайшая реализация, но

здесь мы теряем и индивидуальность, и мир - не остается ничего, кроме Того,

что вечно находится вне человеческой игры. Теоретически мы можем говорить,

что Отец, Сын и Святой Дух едины, - на словах мы можем говорить все что

угодно, - но на практике, когда мы реализуем эти изменения сознания на

опыте, они оказываются отрезанными друг от