людях и
руковожу их делами и словами'_ (%5). Поистине Бог не находится вне Своего
мира. Он не 'сотворил' мир, а _стал_ этим миром, как говорят Упанишады: 'Он
стал знанием и неведением, Он стал истиной и ложью... Он стал всем, что бы
то ни было' (Таиттирия Упанишада II.6). 'Весь этот мир полон существ,
которые суть его члены', - говорит Шветашватара Упанишада (IV.10). _Для
глаз, которые видят, все есть Единое; в божественном переживании все вокруг
- это единая глыба Божественного_ (%6).
Мы можем подумать, что это - абсолютно мистическое видение вселенной,
которое имеет мало общего с нашей повседневной реальностью; мы
наталкиваемся на зло и безобразие на каждом шагу, весь мир подавлен
страданиями и полон криков во тьме. Где же тогда Божественное во всем этом?
Неужели Божественное - это варварство, всегда готовое открыть свои лагеря
пыток; неужели же этот всепроникающий эгоизм, эта мерзость, скрытая или
явная - тоже Божественное? Бог незапятнан всеми этими преступлениями. Он,
несомненно, совершенен, Он попросту не может быть частью этого - _нети,
нети_ *)
*) Нети, нети - 'не то, не то' - формула и метод Джнана-йоги, которая,
отрицая все временное, преходящее, приближается к чистой неопределимой
сущности, которая есть Бог (прим.пер.).
--
- Бог настолько чист, что Он - не от мира сего, для него просто нет места в
этой грязи, где мы задыхаемся! _Мы должны взглянуть существованию в лицо,
если наша цель - прийти к правильному решению, каким бы это решение ни
было. А посмотреть в лицо существованию - значит посмотреть в лицо Богу,
поскольку их невозможно разделить. ... Этот мир нашей битвы и труда -
жестокий, опасный, разрушительный, пожирающий мир, в котором жизнь полна
неопределенности [life exist precariously], а душа и тело человека движутся
среди огромных опасностей, мир, в котором с каждым шагом вперед, хотим мы
того или нет, что-то ломается и разрушается, в котором каждое дыхание жизни
является и дыханием смерти. Возложить ответственность за все, что кажется
нам дурным и ужасным, на плечи полувсемогущего Дьявола, списать ее на счет
Природы, создавая тем самым непримиримое противоречие между природой мира и
природой Бога, как будто природа не зависима от Бога, или же свалить эту
ответственность на человека и на его грехи, как будто ему принадлежал
решающий голос в создании этого мира или он мог сотворить хоть что-нибудь
против воли Бога - все это удобные, но неуклюжие выдумки. ... Мы создаем
Бога Любви и Милосердия, Бога добра, Бога справедливого, праведного и
добродетельного в соответствии с нашими моральными понятиями о
справедливости, добродетели и праведности, а все остальное, говорим мы, это
не Он или не Его, а было создано некой дьявольской Силой, которой он
позволил по какой-то причине проявить свою злую волю, или неким темным
Ариманом, действующим в противовес нашему доброму Ормузду, или, наконец,
все это было следствием ошибки себялюбивого человека-грешника, который
испортил то, что было создано Богом совершенным. ... Мы должны смело
посмотреть реальности в лицо и увидеть, что именно Бог, и никто другой,
сотворил этот мир в Своем бытии и что Он создал его таким, каков он есть.
Мы должны видеть, что Природа, пожирающая своих детей, Время, поглощающее
жизни живых существ, Смерть всеобщая и неотвратимая и неистовость сил
Рудры *)
*) Один из образов Божественного.
--
в человеке и Природе - это тоже высшее Божество в одной из своих
космических ипостасей [figures]. Мы должны видеть, что Бог, щедрый творец,
творец изобилия, Бог, участливый, сильный и милостивый охранитель, есть
также Бог пожиратель и разрушитель. Муки на ложе страдания и зла, где нас
пытают - это тоже его прикосновение так же, как и счастье, нежность и
наслаждение. И лишь тогда, когда мы увидим все с точки зрения абсолютного
единства и почувствуем эту истину в глубинах нашего существа, сможем мы
различить и за этой маской покойный и прекрасный лик всеблаженного
Божества, а в этом прикосновении, которое испытывает наше несовершенство,
почувствовать прикосновение друга и строителя духа в человеке. Диссонансы
мира - это диссонансы Бога, и лишь принимая их и проходя сквозь них можем
мы достичь более великих созвучий его высшей гармонии, вершин и трепетной
безбрежности его трансцендентной Ананды, Ананды космической. ... Ибо истина
- это основание подлинной духовности, а храбрость - ее душа_ (%7).
И тогда заживляется рана, которая, казалось, вечно разделяла мир надвое
между Сатаной и Небесами