полагал, что без меня
она пострадает или прекратится, или даже провалится совсем, поэтому я не
оставил ее. Мне показалось, что Он вновь заговорил со мною и сказал: 'Я
разорвал за тебя путы, порвать которые ты был не в силах, ибо не в том воля
моя и никогда это в промысел мой не входило - продолжать это дело. У меня
есть для тебя другое, и именно ради этого я привел тебя сюда - научить тебя
тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к моей работе_
(%1). Этой 'работой' была реализация космического сознания, или Единства, и
исследование планов сознания, лежащих выше обычного разума, т.е. планов
Сверхсознательного. И это приведет Шри Ауробиндо на путь Великой Тайны.
_Я не буду говорить обо всем, что происходило со мной в течение этого
времени, - скажу лишь то, что день за днем Он разворачивал передо мной свои
чудеса. ... День за днем в течение двенадцати месяцев моего заключения
давал Он мне это знание_ (%2).
Космическое сознание
Целые месяцы жил Шри Ауробиндо в каком-то фантасмагорическом сне, в
пустоте, и происходило это на единственном фоне - на фоне статической
Реальности Транцендентного. Однако довольно странно, что именно в этой
Пустоте, как бы возникая из нее, вновь показался мир, который обрел новое
лицо. Очень часто все происходит так, - так было и в данном случае, - как
будто каждый раз необходимо все потерять для того, чтобы обрести все снова,
но на высшем уровне: _Покоренный и побежденный, успокоенный, освобожденный
от самого себя разум принимает само Безмолвие как Высшее. Но затем ищущий
открывает, что все уже заключено для него в этом безмолвии или создается
заново ... и тогда пустота начинает заполняться, из нее возникает или в нее
стремительно низвергается вся многоликая Истина Божественного, динамическое
Бесконечное со всеми своими аспектами, проявлениями и множественностью
планов_ (%3). Когда мы видим только статическое Бесконечное, перед нами
один лишь облик Бога, который в таком видении пребывает вне этого мира (и,
возможно, мир 'без Бога' лучше, чем мир, в котором правит строгий
Бог-судья), но когда Безмолвие смывает все наши претенциозно-торжественные
представления, наполняя нас чистой белизной, мы обнаруживаем, что мир и Бог
- снова вместе, во всех точках и на всех уровнях, как будто их никогда
ничто не разделяло - кроме крайнего материализма или спиритуализма. Такое
вот новое изменение сознания произошло во дворе алипорской тюрьмы во время
одной из прогулок: _Я смотрел на тюрьму, отделявшую меня от людей, и я уже
не был заключен в ее высоких стенах, нет - меня окружал Васудева. *)
*) Одно из имен Божественного.
--
Я гулял под ветвями дерева, растущего против моей камеры, но оно не было
деревом, я знал, что это - Васудева, это - Шри Кришна *) - я видел, как он
стоит, простирая свою тень надо мной. Я смотрел на запоры моей камеры, на
ту самую решетку, которая служила дверьми, и вновь я видел Васудеву. Ни кто
иной, как Нарайяна, *) сторожил меня, стоял при мне на часах. Или, когда я
*) Имена Божественного.
--
ложился на грубые одеяла, служившие мне постелью, я чувствовал руки Шри
Кришны, обнимавшие меня, руки моего Друга и Возлюбленного... Я смотрел на
заключенных - воров, убийц, мошенников - и когда я смотрел на них, я видел
Васудеву, я находил Нарайяну в этих затемненных душах и неправильно
используемых телах_ (%4). *)
*) Мы намеренно привели буквальный перевод словосочетания 'misused
bodies', поскольку, на наш взгляд, оно наиболее точно отражает нарушение
соотношения между духом и телом, которое должно служить духу. Ср. 'Не
знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого
имеете вы от Бога, и вы не свои?' (1 Кор.6,19) (прим.пер.).
--
Это ощущение уже никогда не покинет Шри Ауробиндо. Шесть месяцев длилось
следствие, где фигурировали двести с лишним свидетелей и четыре тысячи
улик; каждый день Шри Ауробиндо запирали в железную клетку, которая
помещалась в зале суда, но он уже не видел вокруг себя ни враждебной
толпы, ни судей: _Когда начался процесс, меня преследовал все тот же
внутренний голос. Он говорил мне: 'Когда тебя бросили в темницу, не
отчаялось ли сердце твое и не взывал ли ты ко мне: 'Где твоя защита?'
Взгляни теперь на судью, взгляни теперь на прокурора'. Я посмотрел на судью
- это был Васудева, это был Нарайяна, сидевший в суде. Я посмотрел на
прокурора и увидел не прокурора - это был Шри Кришна, который сидел и
улыбался. 'Боишься ли ты теперь? - говорил он, - я - во всех