Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

на английском языке - 'Банде Матарам' ('Преклоняюсь

перед Матерью-Индией') - газету, которая впервые открыто провозгласила

целью полную независимость и которая стала мощным орудием пробуждения

Индии. Он основал также _экстремистскую партию_ и учредил программу

действия нации - бойкот английских товаров, бойкот английских судов, бойкот

английских школ и университетов. Он стал директором первого Национального

Колледжа в Калькутте и создал вокруг такое смятение, что не прошло и года,

как был выписан ордер на его арест. К сожалению для англичан, в статьях и

речах Шри Ауробиндо не было ничего противозаконного - он не проповедовал

расовой ненависти, не нападал на правительство Ее Величества, но просто

провозглашал право наций на независимость. Возбужденное против него дело

было закрыто за отсутствием улик. Только издателя, не знавшего ни слова

по-английски, осудили на шесть месяцев тюрьмы. Этот неудавшийся арест

принес Шри Ауробиндо известность, с тех пор он стал признанным лидером

национальной партии, он вышел из-за кулис, где, однако, предпочитал

оставаться: _Меня ни на грош не заботит то, будет ли имя мое поминаться в

местах 'священных' [I do not care a button about having my name in any

blessed places], - писал он позднее; - я никогда не рвался к славе, даже в

дни моей политической борьбы; я предпочитал оставаться за кулисами,

побуждая людей к действию так, чтобы они не знали об этом, и для меня

главное - результат_ (%10). Однако было бы неверным представлять Шри

Ауробиндо фанатиком; всех его современников поражал этот 'спокойный молодой

человек, который мог одним словом утихомирить бушевавший митинг'. Во время

этой бурной деятельности (политические митинги, издание газеты, которая

должна была выходить каждое утро при постоянной угрозе со стороны тайной

полиции) 30 декабря 1907 г. Шри Ауробиндо встретил йогина по имени Вишну

Бхаскар Леле, которому было суждено привнести еще один парадоксальный опыт

в его и без того парадоксальную жизнь.

Это был первый случай, когда Шри Ауробиндо согласился встретиться с

йогином - после тринадцати лет пребывания в Индии! Это показывает,

насколько он не доверял аскетизму и последователям духовных учений. Первый

же его вопрос Леле был так характерен для него: _Я хочу практиковать йогу

для работы, для действия, а не ради санниясы (отречения от мира) и Нирваны_

(%11). Странный ответ Леле заслуживает внимания: 'Это было бы легко для

вас, поскольку вы - поэт'. Они удалились вдвоем в тихую комнату, где

пробыли три дня. С тех пор йога Шри Ауробиндо приняла иное направление,

которое, казалось, уводило его от деятельности, но лишь для того, чтобы

привести его к раскрытию ее тайны точно так же, как и тайны изменения мира.

_Первым результатом, - писал Шри Ауробиндо, - был ряд потрясающе мощных

переживаний, о возможности которых он [Леле] никогда и не предполагал ... и

которые были абсолютно противоположны моим собственным идеям, поскольку

вследствие этого я с поразительной силой увидел мир, как некую игру на

киноленте, игру лишенных содержания образов в безличной универсальности

Абсолютного Брахмана_ (%12).

_Теперь в просторах 'я' бескрайних

Блуждающей скорлупкою казалось тело..._

(In the enormous spaces of the self

The body now seemed only a wandering shell... (%13))

И здесь вся интегральная йога Шри Ауробиндо разом рассыпалась. Все его

усилия по работе над ментальной, витальной и физической трансформацией и

его вера в совершенную земную жизнь были сметены, поглощены гигантской

Иллюзией: не осталось ничего, кроме пустых образов. _Я был выброшен в такое

состояние над мыслью и без мысли, которое не было запятнано никакими

ментальными или витальными движениями; не было ни эго, ни реального мира -

лишь глядя сквозь неподвижные чувства, нечто ощущало или связывало со своим

абсолютным безмолвием мир пустых образов, материализованные тени, лишенные

подлинной субстанции. Не было ни Единого, ни даже множественности - лишь

абсолютное То, лишенное признаков, безотносительное, сущее, неописуемое,

немыслимое, абсолютное и все же в высшей степени реальное и единственно

реальное. Это не было ни ментальной реализацией, ни мимолетным озарением,

блеснувшим где-то вверху - это не было абстракцией - это была позитивная,

единственно позитивная реальность, которая хотя и не будучи

пространственным физическим миром, наполняла собой, занимала или, скорее,

наводняла и затопляла эту видимость физического мира, не оставляя никакого

места или пространства