наше невмешательство не затрагивает Убийцу творений,
то и войны наши, конечно, тоже не уничтожают его, хотя практически мы не
можем пока обойтись без войн и нам приходится иногда пачкать свои руки. В
самый разгар первой мировой войны Шри Ауробиндо написал слова, полные
пророческой силы: _Поражение Германии ... само по себе не может убить тот
дух, который в Германии воплотился; оно может вести к новому воплощению
этого духа - возможно, в каком-нибудь другом народе или же другой империи -
и тогда всю битву нужно будет вести вновь. До тех пор, пока живы старые
боги, разрушение или подавление тела, в котором они живут, не имеет
большого значения, ибо они прекрасно знают, как переселяться. Германия
победила наполеоновский дух во Франции в 1813 г. и разрушила основы ее
господства в Европе в 1870; та же Германия стала воплощением того, что было
ею свергнуто. Этот феномен способен легко возродиться в более грозном
масштабе_ (%7). Сегодня нас уже не нужно убеждать в том, что старые боги
знают, как переселяться. Увидев, как все годы ненасилия завершились
ужасными насилиями, которыми было отмечено разделение Индии в 1974 г., сам
Ганди незадолго до своей смерти с горечью говорил: 'Мы снова встали на
позиции насилия, которому мы тайно позволили жить в себе, и хватаем друг
друга за горло, когда дело дошло до разделения власти. ... Теперь, когда
сброшено иго зависимости, все силы зла вышли на поверхность'. И все потому,
что ни насилие, ни ненасилие не затрагивают корней Зла. В середине второй
мировой войны, когда Шри Ауробиндо открыто встал на сторону союзников, так
как это было единственным _практическим_ шагом, который можно было сделать,
он писал ученику: _Вы пишете, как если бы то, что происходит теперь в
Европе, было бы войной между силами Света и силами Тьмы, но это, как,
впрочем, и то, что происходило во время первой мировой войны, совсем не
так. Это битва между двумя видами Неведения. ... Глаза йогина видят
события, людей и причины не только во внешнем аспекте, они видят также
огромные силы, которые ввергают их в действие. Если люди, которые воюют, -
это орудия в руках правителей, финансистов и т.д., то и те, в свою очередь,
- марионетки в лапах этих сил. Когда человек привыкает видеть явления по ту
сторону вещей, он уже не склонен захватываться их внешним аспектом или
ожидать какой-либо помощи от политических, общественных или социальных
изменений_ (%8). Шри Ауробиндо сумел осознать и эти 'огромные силы',
действующие за поверхностью явлений, и постоянное проникновение
сверхфизического в физическое; его энергия была сосредоточена уже не на
проблеме морали 'насилие или ненасилие' (это, в конце концов, довольно
поверхностный подход), а на вопросе эффективности; он ясно видел - опять же
посредством опыта - что для того, чтобы излечить мир от зла, для начала
необходимо излечить 'то, что составляет его основу в человеке', он видел и
то, что невозможно ничего излечить вовне, не излечившись прежде всего
внутри, ибо это - одно и то же. Нельзя управлять внешним, не умея управлять
внутренним, ибо это - одно и то же. Мы не можем преобразовать внешнюю
материю, не преобразовав нашей 'внутренней' материи, потому что это снова
одно и то же. Есть только одна Природа, один мир, одна материя, и до тех
пор, пока мы подходим к проблеме с ложного конца, мы никуда не придем. Если
же такое разрешение покажется нам слишком непосильным, то тогда не на что
надеяться ни человеку, ни миру, потому что все наши внешние панацеи и
слащавая добродетель обречены в конечном счете на уничтожение этими
скрытыми силами: _Есть единственный выход, - писал Шри Ауробиндо, - это
нисхождение сознания, которое не является марионеткой этих сил, которое
более велико, чем они, и которое может заставить их измениться или
исчезнуть_ (%8). Именно к этому новому, супраментальному сознанию двигался
Шри Ауробиндо в гуще своей революционной работы.
... _И, может быть, тщету всех упований испытав,
Мы к совершенству ключ внутри обрящем.
(... We may find when all the rest has failed
Hid in ourselves the key of perfect change.)_ (%9)
Нирвана
В 1906 г. Шри Ауробиндо покинул Бароду и перебрался в Калькутту с тем,
чтобы полностью погрузиться в самое сердце политической борьбы. Грубые
промахи лорда Керзона, губернатора Бенгалии, привели к студенческим
волнениям; пришло время действовать. Вместе с другим великим борцом за
национальную независимость, Бепином Палом, Шри Ауробиндо основал ежедневную
газету, выходившую