Тилаком - кто
заговорил о полном освобождении, пассивном сопротивлении и
несотрудничестве; Ганди появится на политической арене лишь спустя
пятнадцать лет); преобразовать партию Индийский конгресс и ее робкие
требования в экстремистское движение, недвусмысленно выдвигающее идеал
абсолютной независимости; и, наконец, тайно подготовить вооруженное
восстание. Вместе со своим братом Барином он начал организовывать
партизанские отряды в Бенгалии под прикрытием спортивных и культурных
обществ; он даже отправил за свой счет одного своего человека в Европу с
тем, чтобы тот ознакомился с технологией изготовления бомб. Когда Шри
Ауробиндо говорил: _Я - не бессильный моралист и не слабый пацифист_ (%5),
это были не пустые слова. Он достаточно подробно изучил историю Франции, а
также итальянскую и американскую революции, чтобы знать, что вооруженное
восстание в некоторых случаях может быть оправданным; ни Жанна д'Арк, ни
Мадзини, ни Вашингтон не были проповедниками 'ненасилия'. Когда к нему в
Пондишери в 1920 г. прибыл с визитом сын Ганди, чтобы обсудить концепцию
ненасилия, Шри Ауробиндо ответил ему простым и конкретным вопросом: 'Что бы
вы стали завтра делать, если бы со стороны северных границ в Индию было
совершено вооруженное вторжение?' Двадцатью годами позже, в 1940 г., Шри
Ауробиндо и Мать открыто встали на сторону союзников, в то время как Ганди
в порыве чувств, которые, несомненно, достойны похвалы, послал открытое
письмо британскому народу, убеждая его не поднимать оружия против Гитлера,
а использовать вместо этого лишь 'духовную силу'. Поэтому здесь было бы
уместно прояснить духовную позицию Шри Ауробиндо в отношении
насильственных действий.
_Война и разрушение, - писал он, - это всеобщий принцип не только нашей
жизни здесь в ее чисто материальных аспектах, но и нашего ментального и
морального существования. Совершенно очевидно, что в действительной
человеческой жизни - интеллектуальной, социальной, политической, моральной
- мы не можем сделать ни одного реального шага вперед без борьбы, без битвы
между тем, что существует и живет, и тем, что стремится существовать и
жить, а также всем тем, что находится за каждой из этих сторон. Невозможно
- по крайней мере до тех пор, пока люди и предметы находятся в их
теперешнем состоянии, - продвигаться вперед, расти, работать и при этом
соблюдать по-настоящему и до конца тот принцип непричинения зла, который
все-таки стоит перед нами как высший и лучший закон поведения. Будем
использовать исключительно душевную силу и никогда не будем ничего
разрушать войнами или применением физического насилия даже в целях обороны?
Хорошо, хотя душевная сила и эффективна, но между тем асурическая сила в
людях и нациях топчет, разрушает, убивает, сжигает, оскверняет - как мы
видим это сегодня, свободно и беспрепятственно, - и своим невмешательством
вы, может быть, причиняете столько же разрушения, как и другие, прибегающие
к насилию. ... Для того, чтобы закон борьбы и разрушения полностью исчез из
этого мира, недостаточно, чтобы наши руки оставались чистыми, а души -
незапятнанными; *необходимо для начала, чтобы его корень был удален из
человечества*. (выделено автором книги). Гораздо в меньшей мере будет
способствовать уничтожению этого закона обыкновенная неподвижность и
инерция, не желающие или не способные использовать какой бы то ни было
способ сопротивления злу; инерция, тамас, приносит на самом деле гораздо
больше вреда, чем (динамический) раджасический принцип борьбы, который
создает в конечном счете больше, чем разрушает. Поэтому относительно
проблемы индивидуальной деятельности можно сказать, что воздержание от
борьбы и неизбежно сопутствующего ей разрушения в их наиболее грубой форме
может помочь собственному моральному существованию индивида, но не
затрагивает Убийцу творений_ (%6).
Все развитие мысли Шри Ауробиндо и его практической позиции по отношению
к войне, начиная его подпольной работой в Бенгалии и кончая уходом в
Пондишери в 1910 г., связано с проблемой _метода_: как вернее всего
поразить этого 'Убийцу творений', 'Пожирателя', как называли его Риши Вед?
И от независимости Индии Шри Ауробиндо перешел к независимости мира. Ибо по
мере того, как он продвигался в своей йоге, он все более и более осознавал
посредством опыта, что скрытые силы находятся не только за самими нашими
психическими нарушениями и расстройствами, но и за нарушениями и
расстройствами мира - все приходит, как мы уже говорили, из другого
источника - и что если