Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

Тилаком - кто

заговорил о полном освобождении, пассивном сопротивлении и

несотрудничестве; Ганди появится на политической арене лишь спустя

пятнадцать лет); преобразовать партию Индийский конгресс и ее робкие

требования в экстремистское движение, недвусмысленно выдвигающее идеал

абсолютной независимости; и, наконец, тайно подготовить вооруженное

восстание. Вместе со своим братом Барином он начал организовывать

партизанские отряды в Бенгалии под прикрытием спортивных и культурных

обществ; он даже отправил за свой счет одного своего человека в Европу с

тем, чтобы тот ознакомился с технологией изготовления бомб. Когда Шри

Ауробиндо говорил: _Я - не бессильный моралист и не слабый пацифист_ (%5),

это были не пустые слова. Он достаточно подробно изучил историю Франции, а

также итальянскую и американскую революции, чтобы знать, что вооруженное

восстание в некоторых случаях может быть оправданным; ни Жанна д'Арк, ни

Мадзини, ни Вашингтон не были проповедниками 'ненасилия'. Когда к нему в

Пондишери в 1920 г. прибыл с визитом сын Ганди, чтобы обсудить концепцию

ненасилия, Шри Ауробиндо ответил ему простым и конкретным вопросом: 'Что бы

вы стали завтра делать, если бы со стороны северных границ в Индию было

совершено вооруженное вторжение?' Двадцатью годами позже, в 1940 г., Шри

Ауробиндо и Мать открыто встали на сторону союзников, в то время как Ганди

в порыве чувств, которые, несомненно, достойны похвалы, послал открытое

письмо британскому народу, убеждая его не поднимать оружия против Гитлера,

а использовать вместо этого лишь 'духовную силу'. Поэтому здесь было бы

уместно прояснить духовную позицию Шри Ауробиндо в отношении

насильственных действий.

_Война и разрушение, - писал он, - это всеобщий принцип не только нашей

жизни здесь в ее чисто материальных аспектах, но и нашего ментального и

морального существования. Совершенно очевидно, что в действительной

человеческой жизни - интеллектуальной, социальной, политической, моральной

- мы не можем сделать ни одного реального шага вперед без борьбы, без битвы

между тем, что существует и живет, и тем, что стремится существовать и

жить, а также всем тем, что находится за каждой из этих сторон. Невозможно

- по крайней мере до тех пор, пока люди и предметы находятся в их

теперешнем состоянии, - продвигаться вперед, расти, работать и при этом

соблюдать по-настоящему и до конца тот принцип непричинения зла, который

все-таки стоит перед нами как высший и лучший закон поведения. Будем

использовать исключительно душевную силу и никогда не будем ничего

разрушать войнами или применением физического насилия даже в целях обороны?

Хорошо, хотя душевная сила и эффективна, но между тем асурическая сила в

людях и нациях топчет, разрушает, убивает, сжигает, оскверняет - как мы

видим это сегодня, свободно и беспрепятственно, - и своим невмешательством

вы, может быть, причиняете столько же разрушения, как и другие, прибегающие

к насилию. ... Для того, чтобы закон борьбы и разрушения полностью исчез из

этого мира, недостаточно, чтобы наши руки оставались чистыми, а души -

незапятнанными; *необходимо для начала, чтобы его корень был удален из

человечества*. (выделено автором книги). Гораздо в меньшей мере будет

способствовать уничтожению этого закона обыкновенная неподвижность и

инерция, не желающие или не способные использовать какой бы то ни было

способ сопротивления злу; инерция, тамас, приносит на самом деле гораздо

больше вреда, чем (динамический) раджасический принцип борьбы, который

создает в конечном счете больше, чем разрушает. Поэтому относительно

проблемы индивидуальной деятельности можно сказать, что воздержание от

борьбы и неизбежно сопутствующего ей разрушения в их наиболее грубой форме

может помочь собственному моральному существованию индивида, но не

затрагивает Убийцу творений_ (%6).

Все развитие мысли Шри Ауробиндо и его практической позиции по отношению

к войне, начиная его подпольной работой в Бенгалии и кончая уходом в

Пондишери в 1910 г., связано с проблемой _метода_: как вернее всего

поразить этого 'Убийцу творений', 'Пожирателя', как называли его Риши Вед?

И от независимости Индии Шри Ауробиндо перешел к независимости мира. Ибо по

мере того, как он продвигался в своей йоге, он все более и более осознавал

посредством опыта, что скрытые силы находятся не только за самими нашими

психическими нарушениями и расстройствами, но и за нарушениями и

расстройствами мира - все приходит, как мы уже говорили, из другого

источника - и что если