сознания. Примечательно то, что он практиковал йогу при всех
обстоятельствах - даже тогда, когда это считается невозможным: во время
своих лекций по французской и английской филологии в государственном
колледже в Бароде, во время работы при дворе махараджи и все больше и
больше - непосредственно в своей подпольной работе. Те ночные часы, которые
не были посвящены изучению его родного языка, санскрита или политической
работе, Шри Ауробиндо проводил за сочинением стихов: 'У Ауробиндо была
привычка писать стихи до глубокой ночи, - вспоминает его учитель
бенгальского языка, - и он, естественно, вставал утром не слишком рано...
Перед тем, как начать, он сосредотачивался на минуту, а затем стихи потоком
лились с его пера'. После сочинения стихов Шри Ауробиндо переходил к своему
опытному сну. В 1901 г. в возрасте двадцати девяти лет он женился на
Мриналине Деви и пытался разделить с нею свою духовную жизнь: _Я ощущаю все
признаки и симптомы [предназначенного мне пути], - писал он ей в письме,
найденном в архиве британской полиции. - Я хотел бы взять вас с собой в
этот путь._ Но Мриналини не поняла его; Шри Ауробиндо остался один. Тщетно
мы будем искать в жизни Шри Ауробиндо те трогательные или чудесные истории,
которые украшают жизни великих святых или мистиков, напрасными будут и
поиски сенсационных йогических методов; все кажется настолько естественным,
что ничего нельзя увидеть - как и в самой жизни. Может быть, он находил
больше чудесного в обыкновенном, чем в необыкновенном: _Со мною все не так,
все необычно, - писал он в письме Мриналини. - Все полно глубины, и чудно
для тех очей, что зрят!_ [All is deep and strange to the eyes that see.] И,
возможно, именно это хотел он открыть нам своим примером, своей работой,
своей йогой - все те неведомые богатства, которые скрыты под коркой
обыкновенного: _И жизни наши - это тайна, что глубже всех фантазий наших_
(%2). [Our lives {are} a deeper mystery than we have dreamed]. Если бы мы
только знали, насколько пусты внутри наши так называемые 'чудеса', лишенные
реальной ценности, эти магические фокусы для взрослых; как только человек
обретает знание, которое хоть чего-то стоит, он видит, что все это лишь
прелестные картинки и что Истина проще всех этих сверхъестественных
ухищрений. По мере своего продвижения в йоге Шри Ауробиндо оставлял позади
себя всю эту феерию образов ради того, что он называл _духовным реализмом_
(%3) - не потому, что он не любил прекрасные образы - ведь он был поэт! - а
потому, что он понимал, что эти образы могли бы быть гораздо более
прекрасны, если бы они воплотились в физической реальности на земле, если
бы сверхфизическое стало бы для нас обыкновенным физическим, видимым
невооруженным глазом. То, что Шри Ауробиндо сделал потустороннее
естественным и достиг спокойного господства над жизнью, стало возможным
благодаря лишь тому, что он никогда не делал различия между двумя мирами:
_Моя жизнь и моя йога со времени моего приезда в Индию всегда были как
посюсторонними, так и потусторонними без всякого ущерба для какой-либо из
сторон, - писал он ученику. - Все человеческие интересы, я полагаю,
являются посюсторонними, и многие из них вошли в мою ментальную сферу, а
некоторые, как, например, политика - и в мою жизнь, но в то же время с того
момента, как я ступил на набережную Apollo Bunder в Бомбее, у меня
появились духовные переживания, причем они не были отделены от этого мира,
напротив, внутренне они теснейшим образом опирались на него - как,
например, переживание Бесконечного, наполняющего собой материальное
пространство, или Имманентного, которое присутствует в материальных
объектах и телах. В то же самое время я обнаружил, что выхожу в
сверхфизические миры и планы, которые имеют влияние и воздействие на план
материальный, - таким образом для меня оказалось невозможным создание
четкого разграничения или непримиримого противоречия между тем, что я
называю двумя полюсами существования, и всем тем, что лежит между ними. Для
меня все есть Брахман, и я нахожу Божественное повсюду_ (%4).
Проблема действия
Духовный реализм Шри Ауробиндо проявился, прежде всего, в его
революционной деятельности. Вскоре была составлена программа, состоявшая из
четырех пунктов: пробудить Индию к мысли о независимости, для чего будет
достаточно газетных статей и политических речей; поддерживать умы людей в
состоянии постоянного возмущения, протеста (в начале столетия он был
определенно одним из первых вместе с другим героем Индии