активно сознательна и сосредоточена, то ничего не
случилось бы - враждебные силы бежали бы. Есть множество примеров тому, как
'чудесным образом' удавалось избежать несчастных случаев, когда накануне
ночью они были преодолены если не самим человеком, то его другом, пришедшим
на помощь. Мы можем с пользой участвовать во всех видах деятельности,
которые подготавливают наше собственное завтра или общий для всех новый
завтрашний день, в зависимости от наших способностей: 'Сознательное
существо размером не больше мизинца находится в центре нашего 'я'; это
Хозяин прошлого и настоящего ... он есть сегодня и пребудет завтра', -
говорит Катха Упанишада (IV.12,13). Однако нам нужно пройти через множество
переживаний, причем постоянно сверяя их, насколько это в наших силах, со
всем происходящим, прежде чем мы сможем понять, до какой степени сны эти не
являются снами. Есть даже некоторые виды порабощения, которые невозможно
уничтожить здесь до тех пор, пока мы не сделали этого там. Таким образом,
вопрос действия тесным образом связан с вопросом объединения, интеграции.
Эта интеграция тем более необходима потому, что когда у нас больше нет
тела, т.е. когда предполагается, что мы мертвы, эти фрагменты уже не могут
прибегнуть к помощи тела, возвратившись в него, как в убежище. Если они не
интегрированы (вокруг психического), то, возможно, им придется пройти через
множество неприятностей. Здесь-то, по-видимому, и находятся истоки всех
наших историй об аде, которые - никогда не будет лишним повторить это -
имеют отношение лишь к низшим _частям_ нашей природы. Ибо низшие планы
(особенно низшее Витальное, которому соответствует область пупа и половой
центр и которое, естественно, труднее всего поддается интеграции) населены
хищными, прожорливыми силами. Один юный ученик, который преждевременно умер
и явился своему другу, когда тот спал, чтобы рассказать о том, что
случилось с ним по пути, сказал так: 'Сразу за вашим миром нет ни закона,
ни порядка'. Он высказался об аде, как мы видим, с истинно британским
лаконизмом. И добавил: 'Со мной был свет Матери (Учителя), и я прошел через
все это'. Поскольку подобное переживание является характерным для многих
смертей, то, наверное, нужно сказать, что встреча друзей происходила в тех
великолепных многоцветных садах, которые можно найти в высших витальных
сферах (которым соответствует сердечный центр) и которые образуют некоторые
так называемые 'раи' ('парадизы') из несчетного числа раев иного мира - на
самом деле они являются раями второго порядка. Обычно развоплощенный
(лишенный тела) человек остается там столько, сколько он пожелает. Когда он
достаточно насладится этим, душа его отправляется к месту истинного покоя,
в изначальный Свет, и ждет там своего часа возвращения на землю. Говорить,
что человек отправляется в 'вечный ад' - жестокая нелепость. Каким образом
душа, которая являет собою чистый Свет, может стать пленником этих низших
вибраций? Это все равно, что сказать, что 'инфра' господствует над
'ультра'. Подобное всегда и везде идет к подобному, на этой ли стороне или
на той. А что иное может быть 'вечным', истинным, как не душа, как не
радость? _Если бы существовал бесконечный Ад, то он бы мог быть только
обителью бесконечного блаженства, - говорил Шри Ауробиндо, - ибо Бог - это
радость, Ананда, и нет иной вечности, кроме как вечности Его блаженства_
(%6).
Таким образом, по мере того, как наше существо интегрируется вокруг
психического, оно переходит от пассивного сна к активному, если вообще еще
можно говорить о 'сне', и от мучительных тревог смерти - к интересному
путешествию или к иной форме работы. Но и здесь существуют самые разные
степени, зависящие от широты нашего сознания - от ограниченных действий, не
выходящих за рамки узкого круга живых или мертвых лиц или миров, которые
знакомы и близки нам, до действий космического масштаба тех немногих живых
существ, чье психическое овладело в известном смысле необъятными сферами
сознания, - тех, кто защищает мир своим тихим светом.
В заключение этих кратких замечаний общего порядка, которые, в лучшем
случае, могут служить ищущему путевыми вехами, приведем последнее
наблюдение. Касается оно предчувствий. Снова следует подчеркнуть, что сам
факт того, что мы имеем предчувствие какого-то события, говорит о том, что
это событие уже существует на каком-то плане прежде, чем произойти здесь -
оно не приходит из ничего. Мы очень точны в исследовании физической
реальности, тогда как с явлениями нефизических