Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

будем описывать их, а просто дадим ищущему

несколько общих пояснений, которые помогут ему оценить собственные

переживания. Основные требования для такого исследования - на это часто

указывал Шри Ауробиндо - это ясная простота [clear austerity], отсутствие

желаний и успокоенный разум, ибо если этого нет, то мы легко можем пасть

добычей иллюзий самого разного рода. Терпеливо, вновь и вновь повторяя

всякий опыт-переживание, мы учимся сначала распознавать, на каком плане

происходит переживание, а затем - и на каком уровне внутри каждого из

планов оно происходит. Этот процесс определения относительного расположения

нашего опыта-переживания так же важен для наших поисков, как, скажем,

процесс определения того, на какой дороге мы находимся и через какое

государство проезжаем, когда путешествуем по земле. Затем мы учимся

понимать значение нашего переживания; это иностранный язык, даже несколько

языков, которые нам предстоит расшифровать без малейшего вмешательства со

стороны нашего ментального языка. На самом деле одна из основных трудностей

заключается в том, что ментальный язык - это единственный известный нам

язык, поэтому после того, как мы просыпаемся, его толкования

[transcriptions] будут бессознательно стремиться исказить чистоту

переживания. Так как у нас нет хорошо осведомленного проводника, который

мог бы распутать этот клубок, то мы должны научиться оставаться после

пробуждения как можно более спокойными, не позволяя вмешиваться уму и

стараясь интуитивно почувствовать значение этих других языков; эта

способность развивается довольно быстро по мере того, как развивается

сознание и увеличивается число переживаний. Вначале это похоже на джунгли

или на китайский базар: все предстает перед нами в виде однообразной массы.

Затем, спустя месяцы и годы, мы уже начинаем различать тропинки и лица,

различные места и символы и вообще гораздо более живое разнообразие

[воспринимаемого], чем на земле.

Но как можно вспомнить свой сон? Для большинства людей он представляет

собой абсолютный пробел - не достает связующей нити. На самом деле

существует много нитей, или _мостов_, по выражению Матери, которые

соединяют между собой различные страны, из которых мы как бы состоим. Таким

образом, мы можем легко вспомнить некоторые части нашего существа и все их

путешествия, что же касается других частей, то о них у нас не остается

никаких воспоминаний потому, что нет моста, связующего такую часть с

остальным сознанием. Когда мы пересекаем эту пустоту, или необученную часть

сознания, то впоследствии забываем об этом (именно это часто случается с

теми, кто впадает в 'экстаз'; позднее мы вернемся к этой теме). В принципе

человек достаточно развитый проходит во сне через весь диапазон планов

сознания и идет прямо к высшему Свету или Духу - _Сат-Чит-Ананде_ - чаще

всего несознательно, но эти несколько минут и есть истинный сон, истинный

отдых в абсолютной релаксации Радости и Света. Шри Ауробиндо говорил, что

истинной целью сна является спонтанный возврат к Источнику с тем, чтобы

вновь погрузиться в него. Оттуда мы медленно опускаемся через все планы -

Ментальное, Витальное, Тонкое Физическое и Подсознательное (этот последний

план вспоминается легче всего) - где у каждой части нашего существа есть

соответствующие переживания, опыт. Внутри каждого плана также есть много

зон, которые связаны между собой мостами. Главная трудность состоит в том,

чтобы построить первый мост, мост к внешнему бодрствующему сознанию.

Единственный способ - это оставаться полностью неподвижными и безмолвными

сразу после пробуждения. Если мы поворачиваемся или совершаем любое другое

движение, то все пропадает или, вернее, большое озеро сна мгновенно

покрывается мелкой рябью и мы больше ничего не видим. Если же мы начинаем

думать, то уже не рябь, а грязные вихри заволакивают все - в этом процессе

нет места мысли, нельзя пытаться вспомнить что-то умом. Вместо этого мы

должны смотреть непрерывно и пристально на безбрежное, спокойное озеро, как

в длительном, но лишенном объекта созерцании, как бы стараясь пронзить эти

темные синие глубины одной лишь силой нашего взгляда. И если мы настойчивы,

то спустя какое-то время перед нашими глазами внезапно всплывает

какой-нибудь образ или, может быть, просто неясная тень, подобная дыму

далекой страны, напоенному каким-то очень знакомым, но неуловимым ароматом.

Только не нужно в тот же момент набрасываться на это - в таком случае

картина немедленно исчезнет - нужно позволить ей постепенно проявиться,

принять