будем описывать их, а просто дадим ищущему
несколько общих пояснений, которые помогут ему оценить собственные
переживания. Основные требования для такого исследования - на это часто
указывал Шри Ауробиндо - это ясная простота [clear austerity], отсутствие
желаний и успокоенный разум, ибо если этого нет, то мы легко можем пасть
добычей иллюзий самого разного рода. Терпеливо, вновь и вновь повторяя
всякий опыт-переживание, мы учимся сначала распознавать, на каком плане
происходит переживание, а затем - и на каком уровне внутри каждого из
планов оно происходит. Этот процесс определения относительного расположения
нашего опыта-переживания так же важен для наших поисков, как, скажем,
процесс определения того, на какой дороге мы находимся и через какое
государство проезжаем, когда путешествуем по земле. Затем мы учимся
понимать значение нашего переживания; это иностранный язык, даже несколько
языков, которые нам предстоит расшифровать без малейшего вмешательства со
стороны нашего ментального языка. На самом деле одна из основных трудностей
заключается в том, что ментальный язык - это единственный известный нам
язык, поэтому после того, как мы просыпаемся, его толкования
[transcriptions] будут бессознательно стремиться исказить чистоту
переживания. Так как у нас нет хорошо осведомленного проводника, который
мог бы распутать этот клубок, то мы должны научиться оставаться после
пробуждения как можно более спокойными, не позволяя вмешиваться уму и
стараясь интуитивно почувствовать значение этих других языков; эта
способность развивается довольно быстро по мере того, как развивается
сознание и увеличивается число переживаний. Вначале это похоже на джунгли
или на китайский базар: все предстает перед нами в виде однообразной массы.
Затем, спустя месяцы и годы, мы уже начинаем различать тропинки и лица,
различные места и символы и вообще гораздо более живое разнообразие
[воспринимаемого], чем на земле.
Но как можно вспомнить свой сон? Для большинства людей он представляет
собой абсолютный пробел - не достает связующей нити. На самом деле
существует много нитей, или _мостов_, по выражению Матери, которые
соединяют между собой различные страны, из которых мы как бы состоим. Таким
образом, мы можем легко вспомнить некоторые части нашего существа и все их
путешествия, что же касается других частей, то о них у нас не остается
никаких воспоминаний потому, что нет моста, связующего такую часть с
остальным сознанием. Когда мы пересекаем эту пустоту, или необученную часть
сознания, то впоследствии забываем об этом (именно это часто случается с
теми, кто впадает в 'экстаз'; позднее мы вернемся к этой теме). В принципе
человек достаточно развитый проходит во сне через весь диапазон планов
сознания и идет прямо к высшему Свету или Духу - _Сат-Чит-Ананде_ - чаще
всего несознательно, но эти несколько минут и есть истинный сон, истинный
отдых в абсолютной релаксации Радости и Света. Шри Ауробиндо говорил, что
истинной целью сна является спонтанный возврат к Источнику с тем, чтобы
вновь погрузиться в него. Оттуда мы медленно опускаемся через все планы -
Ментальное, Витальное, Тонкое Физическое и Подсознательное (этот последний
план вспоминается легче всего) - где у каждой части нашего существа есть
соответствующие переживания, опыт. Внутри каждого плана также есть много
зон, которые связаны между собой мостами. Главная трудность состоит в том,
чтобы построить первый мост, мост к внешнему бодрствующему сознанию.
Единственный способ - это оставаться полностью неподвижными и безмолвными
сразу после пробуждения. Если мы поворачиваемся или совершаем любое другое
движение, то все пропадает или, вернее, большое озеро сна мгновенно
покрывается мелкой рябью и мы больше ничего не видим. Если же мы начинаем
думать, то уже не рябь, а грязные вихри заволакивают все - в этом процессе
нет места мысли, нельзя пытаться вспомнить что-то умом. Вместо этого мы
должны смотреть непрерывно и пристально на безбрежное, спокойное озеро, как
в длительном, но лишенном объекта созерцании, как бы стараясь пронзить эти
темные синие глубины одной лишь силой нашего взгляда. И если мы настойчивы,
то спустя какое-то время перед нашими глазами внезапно всплывает
какой-нибудь образ или, может быть, просто неясная тень, подобная дыму
далекой страны, напоенному каким-то очень знакомым, но неуловимым ароматом.
Только не нужно в тот же момент набрасываться на это - в таком случае
картина немедленно исчезнет - нужно позволить ей постепенно проявиться,
принять