быть очень
рафинированным, развитым и утонченным, но при этом думает оно, чувствует и
живет более или менее так, как и сознание любого другого, может быть, и
менее развитого индивидуума; такое сознание - это лишь временный
конгломерат, длительность существования которого определяется телом, вокруг
которого оно вращается. Когда этот центр - тело - умирает, то все
рассеивается на мелкие витальные, ментальные и иные фрагменты, которые
возвращаются каждый в свою сферу, поскольку у них уже нет объединяющего
центра. Когда же этот центр спит, то и все находится так или иначе в
состоянии сна, так как ментальные и витальные элементы нефизической природы
существуют лишь в непосредственной связи с телесной жизнью и служат ей.
Таким образом, на этой первичной стадии, когда тело впадает в состояние
сна, сознание соскальзывает назад в подсознательное (мы используем слово
_подсознательное_ в этимологическом смысле - в том смысле, как его
использует Шри Ауробиндо - имея в виду то, что является подсознательным в
историческом плане - не то, что ниже уровня нашего бодрствующего сознания,
а то, что ниже сознательной стадии в эволюционном смысле, т.е. сознание
животных или растений (%2) ); иными словами, сознание возвращается к своему
эволюционному прошлому, которое может наполнить его самыми разными
беспорядочными образами, созданными посредством случайных объединений
множества фрагментов воспоминаний и впечатлений - если сознание не
продолжает более или менее связно свою деятельность, начатую в бодрствующем
состоянии. Оттуда сознание погружается еще глубже в растительное или
личиночное прошлое (уровень сознания соответственно современных растений и
животных), а это уже воистину его настоящий [actual] сон. Индивидууму
предстоит пройти через множество стадий, прежде чем будет сформирован
истинный центр - психическое и его сознание-сила, - что придаст всей этой
изменчивой смеси некую связность и цельность. Но с того момента, когда тело
перестает быть основным центром, и внутренняя жизнь становится не зависимой
от физических обстоятельств и физической жизни - в особенности, когда
практикуют йогу, которая представляет собой процесс ускоренной эволюции -
жизнь поистине меняется так же, как смерть и сон; это и есть начало
существования. Первое, что замечает ищущий, - это особая природа некоторых
снов, как будто видимым внешним изменениям предшествуют изменения
внутренние более тонкого порядка, ощущаемые нами в наших снах. От животного
сна мы переходим к _сну-переживанию_ [sommeil d'experience], от разложения
смерти - к смерти, которая живет. Рассыпаются все разделения, дробившие
нашу интегральную жизнь. Вместо того, чтобы подвергаться беспорядочному
рассеянию из-за отсутствия центра, мы находим Хозяина и ловим нить
сознания-силы, которая соединяет все планы всеобщей реальности.
Сон-переживание
В зависимости от уровня развития нашего сознания есть много степеней
этого нового типа сна - от редких нерегулярных вспышек, которые можно
видеть на том или ином плане, до непрерывного и самоуправляемого видения,
которое способно перемещаться по всей иерархии планов сверху донизу *)
*) Мы пользуемся языком трехмерного пространства, который не
соответствует реальности, потому что на самом деле не существует ни низа,
ни верха, ни внутри, ни снаружи; наш ментальный язык, плоский,
фотографичный, не в состоянии выразить всю полноту реальности мира, однако
у нас нет другого выбора.
--
- в точности так, как оно само пожелает. И опять здесь все зависит от
нашего бодрствующего сознания. Благодаря близости, сродству мы идем обычно
к тем планам, с которыми установили связь. Связь эта образуется
ментальными, витальными или иными вибрациями, которые мы принимаем и
которые превращаются в нас в идеи, стремления, желания, в низость или
благородство. Когда же мы покидаем наше тело, то мы попросту отправляемся к
источнику этих вибраций - источнику необычайно живому и удивительному, в
сравнении с которым наше ментальное и витальное 'переизлучение'
[traduction] в физический мир кажется бледным и почти пустым. И тогда мы
начинаем осознавать те необъятные и бесчисленные миры, которые окружают,
окутывают, словом, перекрывают полностью нашу маленькую планету, определяют
ее судьбу и наши судьбы. Очевидно, описать эти миры на нескольких страницах
или даже в нескольких томах нет никакой возможности - это то же самое, что
описать Землю на основании поверхностного взгляда, брошенного, например, на
Нормандию. Поэтому мы не