Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

В мире, где нас все сильнее и

сильнее, как железной сетью, опутывают всяческие узы, главной нашей мечтой,

наверное, будет желание вырваться на волю, стать свободными от нашего тела

и не зависимыми ни от каких границ. И тогда, после обретения независимости,

нам не нужны будут паспорта, мы не будем принадлежать ни одному государству

и у нас не будет виз, мы сможем быть гражданами мира. Мы сможем

наслаждаться и свободой: 'О, Беспредельность...' [Etendue], - говорит Риг

Веда.

Глава 9. СОН И СМЕРТЬ

Планы сознания

Далеко не каждый способен сознательно покинуть свое тело или сознательно

расширить свой ум и витальное, но многие из нас проделывают это

бессознательно, во сне, т.е. когда жалкие 'я' нашего фронтального существа

не столь деятельны и не в такой мере поглощены внешними занятиями. Все эти

'я' составляют лишь часть реальности, а именно реальность, видимую

невооруженным глазом, но за ними простираются безграничные сферы - мы уже

говорили о всеобщем Разуме, всеобщем Витальном, тонком Физическом, которое

находится сразу за покровами физического. Таким образом, нам нужно

постараться вновь обрести полноту всеобщей реальности. Есть три способа

достичь этого (причем каждый из них отвечает и определенной стадии

развития). Первый способ, которым располагает каждый, - это сон; второй,

который используется гораздо реже, - это сознательная экстериоризация или

глубокая медитация; третий же способ, с которым все становится гораздо

проще, представляет собой уже более высокую ступень развития: оказывается,

все можно видеть не во сне и не в медитации, а 'широко открытыми глазами' и

в гуще нашей деятельности - видеть так, как будто перед нами находятся все

без исключения планы всеобщего существования, доступные нам благодаря

простому перемещению нашего сознания - мы видим их так же, как видим

предметы, фокусируя наш взгляд сначала на одном объекте, а затем переводя

его на другой, более отдаленный. Итак, сон - это первое орудие; он может

стать сознательным, причем степень его сознательности может возрастать

вплоть до такого уровня, когда мы становимся сознательными постоянно,

всегда и везде, когда сон и смерть будут уже не возвращением к чисто

животному существованию, не рассеянием, распадом на естественные составные

части, а переходом от одного способа существования к другому. Ибо то

разграничение, которое мы сделали между сном и бодрствованием, между жизнью

и смертью, может быть, и соответствует внешним явлениям, но по сути оно

нереально, т.е. обладает той же степенью реальности, что и национальные

границы для физической географии или же внешняя окраска и фиксированные

очертания предмета с точки зрения его молекулярной структуры. На самом деле

нет никакого разделения, _разделение возникает лишь в результате

недостаточности сознания_; два мира (или, вернее, этот мир с одной стороны

и бесчисленное множество миров - с другой) постоянно сосуществуют и

проникают друг в друга - взаимно пересекаются. Не что иное как различные

способы восприятия _одного и того же явления_ заставляют нас в одном случае

говорить 'я живу', а в другом - 'я сплю' или 'я мертв' (при условии, что мы

сознательны настолько, что можем осознать это) - точно так же, как можно

по-разному познать один и тот же объект в зависимости от уровня

исследования, который мы выбираем - субатомный, атомный, молекулярный или

чисто внешний. 'Потустороннее' находится здесь, повсюду. Мы придаем

исключительную и уникальную ценность различным символам, формирующим нашу

внешнюю жизнь, лишь потому, что они находятся прямо перед нашими глазами,

но они обладают ценностью не большей и не меньшей, чем другие символы,

которые составляют нашу экстрафизическую жизнь. Атомная реальность объекта

не аннулирует его внешней реальности и не противоречит ей, более того,

первая неотделима от второй et vice versa. Иные символы, о которых идет

речь, могут обладать или обладают той же ценностью, что и символы

физические, но нам не понять этого, более того, нам по-настоящему не понять

своих собственных символов, если _все_ остальные символы не поняты нами.

Без знания иных уровней существования наше знание обыкновенного

человеческого мира остается таким же неполным и ложным, каким было бы

изучение физического мира, исключающее знание молекул, атомов и

элементарных частиц. Невозможно понять что-либо до тех пор, пока не понято

все.

Итак, существует бесконечная 'лестница' взаимно пересекающихся и

существующих одновременно реальностей, к восприятию