вирус - когда будет уничтожено их нынешнее орудие. Наша
медицина касается лишь поверхности вещей, а не их источника. Единственная
болезнь - это недостаточность сознания. На более поздних стадиях, когда в
нас прочно установится внутреннее безмолвие и мы будем в состоянии
воспринимать ментальные и витальные вибрации еще на периферии нашего
околосознательного, мы сможем точно так же чувствовать вибрации болезни и
отводить их прежде, чем они смогут войти в нас: _Если вы будете осознавать
это ваше окружающее 'я' [the enviromental self of yours], - писал Шри
Ауробиндо ученику, - то вы сможете уловить мысль, страсть, внушение или
силу болезни и предотвратить их вторжение в вас_. (%3)
Есть два рода болезней, которые стоит упомянуть особо: они не имеют
прямого отношения к нашим ошибкам. Это болезни, вызываемые сопротивлением
подсознательного (мы обсудим их позже, когда будем рассматривать очищение
подсознательного), и болезни, которые можно назвать 'йогическими' и которые
являются результатом различия в развитии высших уровней нашего сознания и
нашего физического сознания. Наше ментальное или витальное сознание может,
например, существенно расшириться и обрести новую интенсивность, тогда как
сознание физическое остается пока все там же, среди старых вибраций, и не
может вынести этой возрастающей интенсивности. Это ведет к нарушению,
которое может вызвать болезни не из-за вторжения какого-то внешнего
посредника - вируса или микроба, а в силу разрыва нормального соотношения
внутренних частей нашего существа; болезнями такого рода могут быть
аллергии, коллоидные нарушения крови, а также ментальные нарушения и
нарушения нервной системы. Таким образом, речь идет о проблеме
восприимчивости материей высших сфер сознания, одной из основных проблем
супраментальной йоги. В этом также заключается одна из причин, почему Шри
Ауробиндо и Мать так настаивали на развитии нашей физической основы тела.
Может быть, тело не столь важно для того, чтобы погрузиться в экстаз или
вознестись прямо к Абсолюту, однако без него мы будем не в состоянии
привнести напряженность и полноту Духа вниз, в наше 'низшее' царство - в
ментальную, витальную и материальную сферы - чтобы осуществить там
божественную жизнь.
Независимость от тела
Открыв неиссякаемый источник великой Силы Жизни, сознание может стать
независимым от органов чувств, от болезней и в значительной степени - от
пищи и сна. Оно может стать независимым даже от тела. Когда поток
сознания-силы в нас обретает достаточную индивидуальность, мы обнаруживаем,
что его можно отстранить не только от чувств и объектов чувств, но и от
тела. Мы замечаем - поначалу лишь в наших медитациях, которые являются
первым тренировочным полем, прежде чем придет естественное мастерство, -
что сознание-сила становится необычайно однородным и компактным. После
того, как оно освободилось от разума и от витального, оно постепенно
отделяется и от гудения тела, которое становится очень спокойным,
неподвижным, подобным прозрачной и невесомой массе, не занимающей никакого
пространства - чем-то почти несуществующим. Дыхание становится незаметным,
а биения сердца - все более и более слабыми; затем - внезапное, резкое
освобождение, и мы обнаруживаем себя 'где-то в другом месте', вне тела. Это
то, что на специальном языке называется 'экстериоризацией'.
Есть много видов этих 'других мест' - столько, сколько существует планов
сознания; мы можем выходить на различные уровни в зависимости от того, где
мы фокусируем наше сознание (мы уже говорили о всеобщем Разуме и всеобщем
Витальном), но при этом ближайшим к нам, граничащим с нашим миром и очень
на него похожим, отличаясь лишь более высокой интенсивностью
[напряженностью], является то, что Шри Ауробиндо называет _тонким
физическим_. Знание это старо как мир и не является характерной чертой йоги
Шри Ауробиндо, но оно есть часть нашего интегрального развития,
подготавливающее нас к тому дню, когда мы покинем наше тело на более
продолжительный период и уйдем в то состояние, которое люди в неведении
своем называют смертью. Для того, чтобы прояснить эту тему, давайте
обратимся к рассказу одного ученика - юноши, который следующим образом
описал свои переживания в тонком физическом, когда он впервые покинул свое
тело: 'Я лежал в концентрации, вытянувшись на кушетке, и вдруг обнаружил
себя в доме моего друга; он музицировал со своими приятелями. Я видел все
очень четко, даже более отчетливо, чем в физическом мире, и мог очень
быстро