Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

вирус - когда будет уничтожено их нынешнее орудие. Наша

медицина касается лишь поверхности вещей, а не их источника. Единственная

болезнь - это недостаточность сознания. На более поздних стадиях, когда в

нас прочно установится внутреннее безмолвие и мы будем в состоянии

воспринимать ментальные и витальные вибрации еще на периферии нашего

околосознательного, мы сможем точно так же чувствовать вибрации болезни и

отводить их прежде, чем они смогут войти в нас: _Если вы будете осознавать

это ваше окружающее 'я' [the enviromental self of yours], - писал Шри

Ауробиндо ученику, - то вы сможете уловить мысль, страсть, внушение или

силу болезни и предотвратить их вторжение в вас_. (%3)

Есть два рода болезней, которые стоит упомянуть особо: они не имеют

прямого отношения к нашим ошибкам. Это болезни, вызываемые сопротивлением

подсознательного (мы обсудим их позже, когда будем рассматривать очищение

подсознательного), и болезни, которые можно назвать 'йогическими' и которые

являются результатом различия в развитии высших уровней нашего сознания и

нашего физического сознания. Наше ментальное или витальное сознание может,

например, существенно расшириться и обрести новую интенсивность, тогда как

сознание физическое остается пока все там же, среди старых вибраций, и не

может вынести этой возрастающей интенсивности. Это ведет к нарушению,

которое может вызвать болезни не из-за вторжения какого-то внешнего

посредника - вируса или микроба, а в силу разрыва нормального соотношения

внутренних частей нашего существа; болезнями такого рода могут быть

аллергии, коллоидные нарушения крови, а также ментальные нарушения и

нарушения нервной системы. Таким образом, речь идет о проблеме

восприимчивости материей высших сфер сознания, одной из основных проблем

супраментальной йоги. В этом также заключается одна из причин, почему Шри

Ауробиндо и Мать так настаивали на развитии нашей физической основы тела.

Может быть, тело не столь важно для того, чтобы погрузиться в экстаз или

вознестись прямо к Абсолюту, однако без него мы будем не в состоянии

привнести напряженность и полноту Духа вниз, в наше 'низшее' царство - в

ментальную, витальную и материальную сферы - чтобы осуществить там

божественную жизнь.

Независимость от тела

Открыв неиссякаемый источник великой Силы Жизни, сознание может стать

независимым от органов чувств, от болезней и в значительной степени - от

пищи и сна. Оно может стать независимым даже от тела. Когда поток

сознания-силы в нас обретает достаточную индивидуальность, мы обнаруживаем,

что его можно отстранить не только от чувств и объектов чувств, но и от

тела. Мы замечаем - поначалу лишь в наших медитациях, которые являются

первым тренировочным полем, прежде чем придет естественное мастерство, -

что сознание-сила становится необычайно однородным и компактным. После

того, как оно освободилось от разума и от витального, оно постепенно

отделяется и от гудения тела, которое становится очень спокойным,

неподвижным, подобным прозрачной и невесомой массе, не занимающей никакого

пространства - чем-то почти несуществующим. Дыхание становится незаметным,

а биения сердца - все более и более слабыми; затем - внезапное, резкое

освобождение, и мы обнаруживаем себя 'где-то в другом месте', вне тела. Это

то, что на специальном языке называется 'экстериоризацией'.

Есть много видов этих 'других мест' - столько, сколько существует планов

сознания; мы можем выходить на различные уровни в зависимости от того, где

мы фокусируем наше сознание (мы уже говорили о всеобщем Разуме и всеобщем

Витальном), но при этом ближайшим к нам, граничащим с нашим миром и очень

на него похожим, отличаясь лишь более высокой интенсивностью

[напряженностью], является то, что Шри Ауробиндо называет _тонким

физическим_. Знание это старо как мир и не является характерной чертой йоги

Шри Ауробиндо, но оно есть часть нашего интегрального развития,

подготавливающее нас к тому дню, когда мы покинем наше тело на более

продолжительный период и уйдем в то состояние, которое люди в неведении

своем называют смертью. Для того, чтобы прояснить эту тему, давайте

обратимся к рассказу одного ученика - юноши, который следующим образом

описал свои переживания в тонком физическом, когда он впервые покинул свое

тело: 'Я лежал в концентрации, вытянувшись на кушетке, и вдруг обнаружил

себя в доме моего друга; он музицировал со своими приятелями. Я видел все

очень четко, даже более отчетливо, чем в физическом мире, и мог очень

быстро