Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

как концентрация на

горящей свече (_тратака_), соблюдение различных 'безупречных' диет,

методические дыхательные упражнения, включая упражнения на задержку дыхания

(_пранаяма_). Все полезно, все может быть полезно. Но все эти упражнения

требуют много времени, а возможности их ограничены; кроме того, полезность

этих упражнений становится сомнительной - иногда же они попросту становятся

опасными - когда их практикуют люди, недостаточно подготовленные, или

очищенные: мало одного желания обладать силой - получая ее, 'машина' не

должна развалиться; мало 'видеть' - мы должны также понимать то, что мы

видим. На практике наше путешествие будет проходить гораздо легче, если мы

поймем, что ни что иное, как _сознание_, использует все эти методы и

упражнения и действует их посредством. Поэтому, если мы обратимся прямо к

сознанию, то сразу ухватимся за главное, плюс еще то преимущество, что

сознание-то не обманет. Даже если бы весь подручный материал сознания

состоял бы из одного куска необработанного дерева, то оно превратило бы его

в волшебную палочку. И в этом не было бы никакой заслуги ни того же куска

дерева, ни использованного при этом метода. Для сознания не существует

темниц. Вся история эволюции сознания в Материи является подтверждением

тому.

Для интегрального ищущего работа над телом естественным образом следует

за работой над разумом и витальным. Для удобства мы описываем различные

уровни существа последовательно, один за другим, но они прогрессируют все

вместе, и любая победа, любое открытие на каком-либо из уровней сказывается

на состоянии всех остальных уровней. Работая над установлением ментального

безмолвия, можно заметить, что успокоить надлежит не один, а два ментальных

уровня: _думающий разум_, обеспечивающий обычный процесс наших рассуждений,

и _витальный разум_, оправдывающий наши вожделения, ощущения и побуждения.

Но кроме них существует и _физический разум_, который причиняет гораздо

больше хлопот и укрощение которого является главным условием господства над

физическим, точно так же, как покорение думающего и витального разума - это

главное условие господства над ментальным и витальным. Возникает

впечатление, что разум - это козел отпущения в интегральной йоге: мы

преследуем его повсюду; правда, мы должны отдать ему должное за то, что он

был нашим главным помощником в процессе нашей эволюции, и до сих пор для

многих он остается пока еще незаменимым орудием, но все помощники, каким бы

высоким или даже божественным статусом они ни обладали, в конечном итоге

становятся преградой на нашем пути, ибо их цель - помочь нам сделать всего

один шаг, а нам предстоит много прошагать и овладеть множеством истин. Если

мы сможем распространить этот принцип на всю систему наших ценностей, не

делая исключения даже для идеала, воодушевляющего нас и в настоящий момент,

то мы быстро пойдем по дороге эволюции. Физический разум - самый тупой из

всех возможных, это рудимент, сохранившийся со времен первого появления

Разума в Материи. Это - микроскопический разум, упрямый, полный страха,

ограниченный и консервативный (в этом заключалось его предназначение в

эволюции), разум, который заставляет нас десять раз проверить, закрыли ли

мы дверь, когда мы прекрасно знаем, что сделали это, приходит в панику при

малейшей царапине и предвещает самые ужасные болезни, когда в организме

хотя бы чуть-чуть что-то не так; его скепсис по поводу чего-нибудь нового

непоколебим, а когда ему приходится менять что-то в своей рутине, то он

нагромождает кучу всяких осложнений - он без конца повторяет внутри нас

одно и то же, как вечно ворчащая старая дева. Все мы рано или поздно

знакомимся с ним и ругаем его за те затруднения, которые он несет, тем не

менее он по-прежнему существует в нас, создавая как бы приглушенный фон,

непрестанно бормоча свое; лишь шум нашей повседневной суеты мешает нам

слышать его. Когда мы успокоили думающий и витальный разум, мы можем

обнаружить его присутствие и осознать, насколько он прилипчив. Мы даже не

можем разумно общаться с ним, настолько он туп. И все-таки мы должны будем

сделать это, потому что так же, как думающий разум препятствует расширению

нашего ментального сознания, так же, как разум витальный препятствует

универсализации нашего витального сознания, так и физический разум

воздвигает массивную стену на пути расширения нашего физического сознания,

которое является основой всякой власти над физическим. Кроме того,

физический разум искажает все, что к нам приходит (при общении