как концентрация на
горящей свече (_тратака_), соблюдение различных 'безупречных' диет,
методические дыхательные упражнения, включая упражнения на задержку дыхания
(_пранаяма_). Все полезно, все может быть полезно. Но все эти упражнения
требуют много времени, а возможности их ограничены; кроме того, полезность
этих упражнений становится сомнительной - иногда же они попросту становятся
опасными - когда их практикуют люди, недостаточно подготовленные, или
очищенные: мало одного желания обладать силой - получая ее, 'машина' не
должна развалиться; мало 'видеть' - мы должны также понимать то, что мы
видим. На практике наше путешествие будет проходить гораздо легче, если мы
поймем, что ни что иное, как _сознание_, использует все эти методы и
упражнения и действует их посредством. Поэтому, если мы обратимся прямо к
сознанию, то сразу ухватимся за главное, плюс еще то преимущество, что
сознание-то не обманет. Даже если бы весь подручный материал сознания
состоял бы из одного куска необработанного дерева, то оно превратило бы его
в волшебную палочку. И в этом не было бы никакой заслуги ни того же куска
дерева, ни использованного при этом метода. Для сознания не существует
темниц. Вся история эволюции сознания в Материи является подтверждением
тому.
Для интегрального ищущего работа над телом естественным образом следует
за работой над разумом и витальным. Для удобства мы описываем различные
уровни существа последовательно, один за другим, но они прогрессируют все
вместе, и любая победа, любое открытие на каком-либо из уровней сказывается
на состоянии всех остальных уровней. Работая над установлением ментального
безмолвия, можно заметить, что успокоить надлежит не один, а два ментальных
уровня: _думающий разум_, обеспечивающий обычный процесс наших рассуждений,
и _витальный разум_, оправдывающий наши вожделения, ощущения и побуждения.
Но кроме них существует и _физический разум_, который причиняет гораздо
больше хлопот и укрощение которого является главным условием господства над
физическим, точно так же, как покорение думающего и витального разума - это
главное условие господства над ментальным и витальным. Возникает
впечатление, что разум - это козел отпущения в интегральной йоге: мы
преследуем его повсюду; правда, мы должны отдать ему должное за то, что он
был нашим главным помощником в процессе нашей эволюции, и до сих пор для
многих он остается пока еще незаменимым орудием, но все помощники, каким бы
высоким или даже божественным статусом они ни обладали, в конечном итоге
становятся преградой на нашем пути, ибо их цель - помочь нам сделать всего
один шаг, а нам предстоит много прошагать и овладеть множеством истин. Если
мы сможем распространить этот принцип на всю систему наших ценностей, не
делая исключения даже для идеала, воодушевляющего нас и в настоящий момент,
то мы быстро пойдем по дороге эволюции. Физический разум - самый тупой из
всех возможных, это рудимент, сохранившийся со времен первого появления
Разума в Материи. Это - микроскопический разум, упрямый, полный страха,
ограниченный и консервативный (в этом заключалось его предназначение в
эволюции), разум, который заставляет нас десять раз проверить, закрыли ли
мы дверь, когда мы прекрасно знаем, что сделали это, приходит в панику при
малейшей царапине и предвещает самые ужасные болезни, когда в организме
хотя бы чуть-чуть что-то не так; его скепсис по поводу чего-нибудь нового
непоколебим, а когда ему приходится менять что-то в своей рутине, то он
нагромождает кучу всяких осложнений - он без конца повторяет внутри нас
одно и то же, как вечно ворчащая старая дева. Все мы рано или поздно
знакомимся с ним и ругаем его за те затруднения, которые он несет, тем не
менее он по-прежнему существует в нас, создавая как бы приглушенный фон,
непрестанно бормоча свое; лишь шум нашей повседневной суеты мешает нам
слышать его. Когда мы успокоили думающий и витальный разум, мы можем
обнаружить его присутствие и осознать, насколько он прилипчив. Мы даже не
можем разумно общаться с ним, настолько он туп. И все-таки мы должны будем
сделать это, потому что так же, как думающий разум препятствует расширению
нашего ментального сознания, так же, как разум витальный препятствует
универсализации нашего витального сознания, так и физический разум
воздвигает массивную стену на пути расширения нашего физического сознания,
которое является основой всякой власти над физическим. Кроме того,
физический разум искажает все, что к нам приходит (при общении