Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

границу между

двумя государствами, а затем возвращаемся вновь на старую землю - наверное,

до тех пор, пока, как говорил Шри Ауробиндо, мы не вырастем, т.е. пока мы

не будем в состоянии не только обеспечить непрерывность нашего ментального

и витального существования, но и влить достаточно сознания в это тело с

тем, чтобы и оно могло принять участие в бессмертии психического. Ибо все и

всегда - это вопрос сознания, это касается как нашей ментальной, витальной

и физической жизни, так и нашего сна, нашей смерти и нашего бессмертия.

Сознание - это средство, сознание - это ключ, сознание - это последний

предел.

Глава 8. НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО

Физическое, которое представляет собой третье, после разума и

витального, орудие Духа в нас, играет важную роль в йоге Шри Ауробиндо, ибо

без него невозможна _божественная жизнь_ на Земле. Сейчас мы обсудим лишь

предварительные части опыта, а именно, те, к которым Шри Ауробиндо пришел в

начале своей йоги. На самом деле для йоги тела необходимо гораздо более

развитое сознание, чем то, о котором мы говорили до сих пор, потому что по

мере нашего приближения к Материи становятся необходимыми все высшие силы

сознания: чем ниже мы спускаемся, тем сильнее сопротивление. Материя - это

место величайших духовных трудностей, но это также и _место Победы_. То

есть йога тела лежит вне сферы действия нашей витальной или ментальной

силы, для тела необходима _супраментальная йога_, которую мы обсудим

немного позже.

Независимость от чувств

Материя - это исходная точка нашей эволюции; заключенное в Материи

сознание высвобождается, и чем больше оно выделяется из материи, тем в

большей степени оно возвращает себе свой суверенитет, утверждает свою

независимость. Это - первый шаг (но не последний, как мы увидим). Однако мы

находимся почти в абсолютной зависимости у потребностей тела - чтобы выжить

- и у его органов - чтобы воспринимать мир; мы очень гордимся, и по праву,

нашими машинами, но когда наша собственная машина страдает от легкой

головной боли, то все вокруг рушится, а когда все наши телеграфы, телефоны,

телевизоры и т.д. отказывают нам, то мы не в состоянии знать, что

происходит за соседней дверью, а наше видение не простирается дальше конца

улицы. Мы - гиперцивилизованные существа, и в отношении нашего физического

состояния мы ничем не лучше пещерного человека. По-видимому, наши машины -

это не символ господства, а, скорее, символ ужасающего бессилия. Виноваты в

этом как материалисты, не верящие в силу внутреннего Духа, так и

последователи духовных учений, которые не верят в реальность Материи.

Однако это бессилие не является непоправимым, поскольку в его основе лежит,

главным образом, наше убеждение в том, что мы - бессильны; мы чем-то

напоминаем человека, который, унаследовав от предков пару костылей, потерял

веру в собственные ноги. Главное - это иметь веру в наше собственное

сознание, ибо у него есть не только ноги, но и сотни глаз, рук и даже

крылья.

В самом процессе нашей эволюции сознание, погруженное в Материю,

привыкло зависеть от некоторых внешних органов и антенн-щупалец, которые

воспринимают мир, а поскольку мы получили их прежде, чем осознали, что у

них есть хозяин, то, мы, как дети, заключили, что антенны создают хозяина,

что без антенн не может быть хозяина, не может быть восприятия мира. Но это

- иллюзия. Наша зависимость от чувств - это всего лишь привычка, которая

хотя и вырабатывалась тысячелетиями, но тем не менее является не большей

неизбежностью, чем каменные орудия первобытного человека: _Разум может - и

это было бы для него естественно, если бы его можно было убедить

освободиться от господства над ним материи, на которое он согласился -

получать непосредственное знание, доставляемое объектами чувств, без помощи

органов чувств_ (%1). Можно видеть и чувствовать через континенты так, как

будто расстояний не существует, потому что расстояние - это препятствие

только для тела и его органов, но не для сознания, которое может добраться

куда оно пожелает в течение секунды при условии, что оно научилось

расширять себя: поистине есть иное, более светлое пространство, где в

единой вспышке все сосуществует одновременно. Может быть, читатель ждет

здесь некого 'рецепта' ясновидения и вездесущности, но ведь во всяком

рецепте присутствует некая механистичность, поэтому-то мы и любим их.

Действительно, хатха-йога может быть очень эффективной так же, как и многие

другие виды йогических упражнений, такие, например,