границу между
двумя государствами, а затем возвращаемся вновь на старую землю - наверное,
до тех пор, пока, как говорил Шри Ауробиндо, мы не вырастем, т.е. пока мы
не будем в состоянии не только обеспечить непрерывность нашего ментального
и витального существования, но и влить достаточно сознания в это тело с
тем, чтобы и оно могло принять участие в бессмертии психического. Ибо все и
всегда - это вопрос сознания, это касается как нашей ментальной, витальной
и физической жизни, так и нашего сна, нашей смерти и нашего бессмертия.
Сознание - это средство, сознание - это ключ, сознание - это последний
предел.
Глава 8. НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО
Физическое, которое представляет собой третье, после разума и
витального, орудие Духа в нас, играет важную роль в йоге Шри Ауробиндо, ибо
без него невозможна _божественная жизнь_ на Земле. Сейчас мы обсудим лишь
предварительные части опыта, а именно, те, к которым Шри Ауробиндо пришел в
начале своей йоги. На самом деле для йоги тела необходимо гораздо более
развитое сознание, чем то, о котором мы говорили до сих пор, потому что по
мере нашего приближения к Материи становятся необходимыми все высшие силы
сознания: чем ниже мы спускаемся, тем сильнее сопротивление. Материя - это
место величайших духовных трудностей, но это также и _место Победы_. То
есть йога тела лежит вне сферы действия нашей витальной или ментальной
силы, для тела необходима _супраментальная йога_, которую мы обсудим
немного позже.
Независимость от чувств
Материя - это исходная точка нашей эволюции; заключенное в Материи
сознание высвобождается, и чем больше оно выделяется из материи, тем в
большей степени оно возвращает себе свой суверенитет, утверждает свою
независимость. Это - первый шаг (но не последний, как мы увидим). Однако мы
находимся почти в абсолютной зависимости у потребностей тела - чтобы выжить
- и у его органов - чтобы воспринимать мир; мы очень гордимся, и по праву,
нашими машинами, но когда наша собственная машина страдает от легкой
головной боли, то все вокруг рушится, а когда все наши телеграфы, телефоны,
телевизоры и т.д. отказывают нам, то мы не в состоянии знать, что
происходит за соседней дверью, а наше видение не простирается дальше конца
улицы. Мы - гиперцивилизованные существа, и в отношении нашего физического
состояния мы ничем не лучше пещерного человека. По-видимому, наши машины -
это не символ господства, а, скорее, символ ужасающего бессилия. Виноваты в
этом как материалисты, не верящие в силу внутреннего Духа, так и
последователи духовных учений, которые не верят в реальность Материи.
Однако это бессилие не является непоправимым, поскольку в его основе лежит,
главным образом, наше убеждение в том, что мы - бессильны; мы чем-то
напоминаем человека, который, унаследовав от предков пару костылей, потерял
веру в собственные ноги. Главное - это иметь веру в наше собственное
сознание, ибо у него есть не только ноги, но и сотни глаз, рук и даже
крылья.
В самом процессе нашей эволюции сознание, погруженное в Материю,
привыкло зависеть от некоторых внешних органов и антенн-щупалец, которые
воспринимают мир, а поскольку мы получили их прежде, чем осознали, что у
них есть хозяин, то, мы, как дети, заключили, что антенны создают хозяина,
что без антенн не может быть хозяина, не может быть восприятия мира. Но это
- иллюзия. Наша зависимость от чувств - это всего лишь привычка, которая
хотя и вырабатывалась тысячелетиями, но тем не менее является не большей
неизбежностью, чем каменные орудия первобытного человека: _Разум может - и
это было бы для него естественно, если бы его можно было убедить
освободиться от господства над ним материи, на которое он согласился -
получать непосредственное знание, доставляемое объектами чувств, без помощи
органов чувств_ (%1). Можно видеть и чувствовать через континенты так, как
будто расстояний не существует, потому что расстояние - это препятствие
только для тела и его органов, но не для сознания, которое может добраться
куда оно пожелает в течение секунды при условии, что оно научилось
расширять себя: поистине есть иное, более светлое пространство, где в
единой вспышке все сосуществует одновременно. Может быть, читатель ждет
здесь некого 'рецепта' ясновидения и вездесущности, но ведь во всяком
рецепте присутствует некая механистичность, поэтому-то мы и любим их.
Действительно, хатха-йога может быть очень эффективной так же, как и многие
другие виды йогических упражнений, такие, например,