рождаются, тогда как другие обладают вполне отчетливой
индивидуальностью; некоторые души находятся в своем первом лучезарном
самораскрытии, но им мало что известно за пределами собственной сверкающей
радости, у них нет даже отчетливой памяти о своем прошлом и они не сознают
тех миров, которые несут в себе, тогда как другие души, редкие души,
обладают широким, планетарным сознанием. Человек может быть озаренным
йогином или святым, живущим в глубинах своего существа, внутри души своей,
но при этом у него может быть незрелый ум, подавленное витальное, он может
пренебрегать телом и обращаться с ним, как с животным, и в довершение всего
у него может быть абсолютно пустое сверхсознательное. Можно достичь
'спасения', но ни в коем случае это не будет полнотой интегральной жизни.
Поэтому за раскрытием психического должно следовать то, что можно
образно назвать 'колонизацией психического', или, иными словами,
_психической интеграцией_. Слово _интеграция_ использует также и
современная психология, но только вокруг чего она собирается интегрировать?
Для интеграции нужен центр. Или она предполагает интегрировать вокруг
суматохи ментального или витального эго? С таким же успехом можно пытаться
пришвартовать лодку к хвосту угря. После того, как мы открыли внутреннее
царство психического, мы должны теперь постепенно и терпеливо завоевывать и
присоединять к нему царство внешнее; если мы хотим достичь реализации
здесь, на земле, то нам нужно объединить вокруг нового центра все виды
нашей ментальной и витальной активности и даже, как мы увидим, всю нашу
физическую природу. Лишь при этом единственном условии они будут жить
дальше: только те виды активности, которые, так сказать, будут
'психизированы', станут бессмертными вместе с психическим. Все, что
происходит вне психического, происходит по сути дела вне нас и не выходит
из пределов жизни нашего тела. Есть целые жизни, в которых никого нет. Для
того чтобы психическое могло помнить внешние события, ему необходимо
принять участие в нашей внешней деятельности; в противном случае оно
становится подобным слепому царю. И вот тогда, и только тогда, сможем мы
говорить о реинкарнации и воспоминаниях прошлых жизней - не обязательно
это будут воспоминания о ярких и славных подвигах (сколько было Наполеонов,
сколько Цезарей, если верить популярным авторам, которые писали о
реинкарнации!), но это будут воспоминания о _мгновениях души_ (%8), ибо для
психического нет ничего славного или бесславного, высокого или низкого -
покорение Эвереста для него событие отнюдь не более великое, чем обычная
прогулка к метро, если мы совершаем ее сознательно. Психическое - это слава
сама по себе.
Эти 'мгновения души' могут хранить воспоминание о физических условиях,
которые их сопровождали; мы можем помнить окружающую обстановку, место,
костюм, который в тот момент был на нас, незначительные детали, которые
становятся как бы отмеченными вечностью в тот момент, когда происходит
внутреннее откровение. Нам всем знакомы, даже в этой жизни, мгновения
какой-то чистой прозрачности или внезапного расцветания, причем через
двадцать или сорок лет мы не обнаруживаем никаких изменений на этом
моментальном снимке, все остается нетронутым - оттенок неба, маленький
камушек на дороге или карусель мелких повседневных забот, которыми был
отмечен тот день - и все так, как будто все это - вечно. И даже без 'как
будто' - это _на самом деле вечно_. Это единственные мгновения, когда мы
жили, когда из сотен часов небытия на поверхность вышло подлинное 'Я'.
Психическое может выйти на поверхность и при трагических обстоятельствах,
когда все существо собирается, концентрируется в мучительном напряжении, и
что-то рвется в нас, мы ощущаем некое присутствие где-то глубоко внутри,
которое может заставить нас сделать то, на что в нормальном состоянии мы не
способны. И это - другое лицо психического: психическое - это не только
радость и свежесть, но также и спокойная сила, как будто оно навеки - над
всеми трагедиями - неуязвимый владыка. И в этом случае также могут
неизгладимо запечатлеться в памяти все детали места происшествия. Но в
следующую жизнь переходят не столько детали, сколько суть происшествия; нас
поразят некоторые сплетения обстоятельств или тупиковые ситуации, с
которыми, кажется, мы уже когда-то встречались, их как будто окружает ореол
фатальности: то, что не было преодолено в прошлом, возвращается вновь и
вновь, каждый раз немного отличаясь по форме, но по сути являясь все тем же
-