нашего тела, возбудителей наших ощущений,
посредством неисчислимого количества мыслей, которые шевелятся в нас. Оно
растет, когда мы растем, и растет, когда мы падаем, через наши страдания и
радости, наше добро и зло: все это - его щупальца-антенны для восприятия
мира. Когда распадается этот внешний аппарат, психическое сохраняет лишь
_суть_ своих переживаний, основные тенденции, которые становятся все более
рельефными и формируют за фронтальным существом зародыш _психической
личности_; *)
*) Психическая, или подлинная, личность выражает уникальность судьбы
каждого человека под покровами его культурного, социального и религиозного
воспитания. Так, в разных жизнях человек может быть мореплавателем,
музыкантом, революционером, христианином, мусульманином и атеистом, но при
этом в каждой из жизней в нем будут проявляться все тем же, присущим только
ему образом любовь, например, или побеждающая энергия, или радость, или
чистота, что придает особый колорит всему, что он предпринимает. И с
каждым разом эта особенность его самовыражения будет становиться все более
определенной, очищенной и широкой.
--на нее оказывают особое влияние определенные результаты предыдущей жизни,
ибо каждое наше действие обладает динамизмом, тенденцией повторения (то,
что называется _кармой_ в Индии). Некоторые переживания будут преобразованы
в следующей жизни в особые таланты, специфические проблемы, во врожденные
влечения, в необъяснимые страхи, непреодолимую притягательность и иногда
даже в особые обстоятельства, которые повторяются почти механически как
будто для того, чтобы вновь поставить нас перед лицом все той же проблемы и
дать возможность решить ее. Итак, каждая жизнь представляет собой один тип
опыта (можно думать, что мы имеем много переживаний, но это всегда одно и
то же переживание, один тип опыта); путем накопления многих типов опыта
психическое постепенно обретает некоторую индивидуальность, которая
становится все более сознательной и широкой, как будто подлинное
существование психического начинается лишь после того, как исчерпан весь
человеческий опыт. Чем больше оно растет, тем ярче выраженную
индивидуальность обретает сознание-сила в нас и тем более возрастает
психическое напряжение - это давление внутри нас растет до тех пор, пока
однажды психическому уже не будет нужен этот кокон фронтальной личности -
оно вырвется на свободу. С этого момента психическое начнет непосредственно
осознавать окружающий мир; оно становится господином природа вместо того,
чтобы быть ее спящим пленником; сознание становится господином своей силы
вместо того, чтобы увязать в ней. Йога, по сути дела, - это та точка нашего
развития, когда мы от бесконечных витков естественной эволюции переходим к
самосознательной и контролируемой эволюции - это _процесс концентрированной
эволюции_.
Как мы видим, существует много уровней - от обычного человека, в котором
психическое - это только скрытая возможность, до пробужденного существа.
Как если не реинкарнацией объяснить поразительную разницу между душами,
уровнями разных людей - например, между сводником и Данте или Франциском
Ассизским, или же, другой пример, между _расчетливым обывателем_, как его
называет Шри Ауробиндо, и человеком ищущим? Объяснить это считая, что
духовное развитие есть следствие образования, среды и наследственности,
неверно в принципе, ибо это означало бы, что лишь у отпрысков
респектабельных семей есть душа, а три четверти непросвещенного
человечества обречены на вечное проклятие. _Сама природа нашего
человеческого естества [humanity], - говорит Шри Ауробиндо, - предполагает
разнообразное и разнородное прошлое души так же, как и ее земное будущее,
проистекающее из настоящего_ (%6). Но если мы, несмотря на очевидность этой
истины, все-таки настаиваем на том, что человеку дана лишь одна жизнь, то
это ведет к абсурду: _Платон и готтентот, счастливое дитя святых или риши
*) Риши - мудрецы эпохи Вед, одновременно пророки и поэты, создавшие Веды.
--и тот, кто будучи рожден и воспитан преступником, погружен с самого начала
и до конца своей жизни на самое дно зловонного разложения большого
современного города, все они должны в неравных условиях, но как бы на
равных, создавать своей деятельностью или верою в одной-единственной жизни
свое вечное будущее. Это - парадокс, который оскорбляет и ум, и душу, и
этическое существо, и духовную интуицию_ (%7). Но даже среди пробужденных
существуют огромные различия; некоторые души, некоторые сознания-силы
только