Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

нашего тела, возбудителей наших ощущений,

посредством неисчислимого количества мыслей, которые шевелятся в нас. Оно

растет, когда мы растем, и растет, когда мы падаем, через наши страдания и

радости, наше добро и зло: все это - его щупальца-антенны для восприятия

мира. Когда распадается этот внешний аппарат, психическое сохраняет лишь

_суть_ своих переживаний, основные тенденции, которые становятся все более

рельефными и формируют за фронтальным существом зародыш _психической

личности_; *)

*) Психическая, или подлинная, личность выражает уникальность судьбы

каждого человека под покровами его культурного, социального и религиозного

воспитания. Так, в разных жизнях человек может быть мореплавателем,

музыкантом, революционером, христианином, мусульманином и атеистом, но при

этом в каждой из жизней в нем будут проявляться все тем же, присущим только

ему образом любовь, например, или побеждающая энергия, или радость, или

чистота, что придает особый колорит всему, что он предпринимает. И с

каждым разом эта особенность его самовыражения будет становиться все более

определенной, очищенной и широкой.

--

на нее оказывают особое влияние определенные результаты предыдущей жизни,

ибо каждое наше действие обладает динамизмом, тенденцией повторения (то,

что называется _кармой_ в Индии). Некоторые переживания будут преобразованы

в следующей жизни в особые таланты, специфические проблемы, во врожденные

влечения, в необъяснимые страхи, непреодолимую притягательность и иногда

даже в особые обстоятельства, которые повторяются почти механически как

будто для того, чтобы вновь поставить нас перед лицом все той же проблемы и

дать возможность решить ее. Итак, каждая жизнь представляет собой один тип

опыта (можно думать, что мы имеем много переживаний, но это всегда одно и

то же переживание, один тип опыта); путем накопления многих типов опыта

психическое постепенно обретает некоторую индивидуальность, которая

становится все более сознательной и широкой, как будто подлинное

существование психического начинается лишь после того, как исчерпан весь

человеческий опыт. Чем больше оно растет, тем ярче выраженную

индивидуальность обретает сознание-сила в нас и тем более возрастает

психическое напряжение - это давление внутри нас растет до тех пор, пока

однажды психическому уже не будет нужен этот кокон фронтальной личности -

оно вырвется на свободу. С этого момента психическое начнет непосредственно

осознавать окружающий мир; оно становится господином природа вместо того,

чтобы быть ее спящим пленником; сознание становится господином своей силы

вместо того, чтобы увязать в ней. Йога, по сути дела, - это та точка нашего

развития, когда мы от бесконечных витков естественной эволюции переходим к

самосознательной и контролируемой эволюции - это _процесс концентрированной

эволюции_.

Как мы видим, существует много уровней - от обычного человека, в котором

психическое - это только скрытая возможность, до пробужденного существа.

Как если не реинкарнацией объяснить поразительную разницу между душами,

уровнями разных людей - например, между сводником и Данте или Франциском

Ассизским, или же, другой пример, между _расчетливым обывателем_, как его

называет Шри Ауробиндо, и человеком ищущим? Объяснить это считая, что

духовное развитие есть следствие образования, среды и наследственности,

неверно в принципе, ибо это означало бы, что лишь у отпрысков

респектабельных семей есть душа, а три четверти непросвещенного

человечества обречены на вечное проклятие. _Сама природа нашего

человеческого естества [humanity], - говорит Шри Ауробиндо, - предполагает

разнообразное и разнородное прошлое души так же, как и ее земное будущее,

проистекающее из настоящего_ (%6). Но если мы, несмотря на очевидность этой

истины, все-таки настаиваем на том, что человеку дана лишь одна жизнь, то

это ведет к абсурду: _Платон и готтентот, счастливое дитя святых или риши

*) Риши - мудрецы эпохи Вед, одновременно пророки и поэты, создавшие Веды.

--

и тот, кто будучи рожден и воспитан преступником, погружен с самого начала

и до конца своей жизни на самое дно зловонного разложения большого

современного города, все они должны в неравных условиях, но как бы на

равных, создавать своей деятельностью или верою в одной-единственной жизни

свое вечное будущее. Это - парадокс, который оскорбляет и ум, и душу, и

этическое существо, и духовную интуицию_ (%7). Но даже среди пробужденных

существуют огромные различия; некоторые души, некоторые сознания-силы

только